В поисках Московской готики
Экономика
22.10.19 09:39

Некоторые архитектурные стили, оставившие заметный след в зодчестве западноевропейских городов, Москву практически обошли стороной.  Так уж сложилось исторически, что в Средние века, когда этот стиль покорял Европу, российское зодчество находилось под влиянием византийской цивилизации. Тем ценнее редкие образцы «русской готики», разбросанные по историческим улицам столицы. Их можно пересчитать по пальцам и обойти за один день, и сегодня мы приглашаем читателей в это увлекательное путешествие.

По сути, готическая архитектура проникла в нашу страну лишь в эпоху неоготики, то есть в конце XVIII века. Появление загадочного стиля в России связано с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтона, который выстроил в окрестностях Санкт-Петербурга неоготические Чесменский дворец (1774-1777) и Чесменскую церковь (1777-1780). В Москве на использование черт неоготического стиля первым решился Василий Баженов, проектируя царскую резиденцию в Царицыно.

Пожалуй, самый яркий образец готической архитектуры на московских улицах – это костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, построенный в Москве, на Малой Грузинской улице, 27. Этот римско-католический храм был построен в 1897-1911 годах по проекту архитектора Ф. О. Богдановича в стиле готических соборов Средневековья на деньги, собранные поляками, проживающими по всей России.

Богданович воспроизвел типичный памятник так называемой «кирпичной готики», скопировав, прежде всего, структуру средневекового собора (три продольные нефа и трансепт, башня над средокрестьем и обход вокруг алтаря), а также декор вплоть до оконных переплетов. Многочисленные островерхие шпили придают массивной постройке легкость, воздушность. Костел был освящен 8 декабря 1911 года, в 1937 году закрыт, а в годы Великой отечественной войны разрушен в ходе бомбардировок. Лишь в конце 1990-х здесь были закончены реставрационные работы. Сейчас костел передан московской польской общине, и помимо ежедневных служб здесь проходят концерты органной музыки.

Большинство зданий в стиле неоготики были построены в Москве на рубеже веков. Лучшим воплощением этого направления в столичной архитектуре искусствоведы единогласно признают особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке, 17. Это творение Федора Шехтеля, созданное в 1893-1898 годах. Зодчий построил здание со свободной планировкой, которое сочетает разновысотные объемы (в основном двух- и одноэтажные) и стилизовано под позднеготические замки. В Таких уникальных домах любители готики хотят купить квартиру в Москве. Как правило цена на жилье с таким обрамлением намного выше.

При возведении особняка были использованы такие материалы, как кирпич, штукатурка, витражи, майоликовые панно. Здание отстоит от красной линии улицы, окружено высокой решетчатой оградой, его главный вход – с бокового фасада. Любопытно, что газеты того времени сразу окрестили новый особняк «московским чудом». Сейчас в нем располагается Дом приемов МИДа.

Еще одна замечательная неоготическая постройка расположена по адресу: Гусятников переулок,  11. Это доходный дом О. Эпштейна, построенный в 1912 году архитектором В. Е. Дубовским. Асимметричная композиция фасада этого здания отличается изобретательностью и любовью к необычным антропоморфным деталям. Так, над входом расположена большая фигура рыцаря в латах, шлеме, с мечом в руках, неодобрительно поглядывающего вниз (из-под готического козырька) на подходящих к дому. Уникальна капитель вытянутой колонки под эркером четвертого и пятого этажей – ее составляют два согбенных, но улыбающихся человечка в средневековых костюмах, разделенные гербом под дворянской короной. Над входом в готических нишах расположились тельца ящериц.

В Хлебном переулке, 20/3, расположен особняк И. И. Некрасова, построенный в 1906 году по проекту архитектора Романа Клейна. Неоготические формы его объемов и декора напоминают средневековые постройки Центральной Европы. Этот небольшой аккуратный домик затейливо оформляет пересечение двух переулков –  Малого Ржевского и Хлебного.

Неподалеку от этой неоготической «парочки», в Гранатном переулке, можно обнаружить еще один прекрасный неоготический особняк – дом А. Леман (1896 года, архитектор А. Эрихсон), где теперь расположен Центральный дом архитектора. Его сложная объемно-пространственная композиция характерна для поздней французской готики. Высокие щипцовые кровли делают силуэт этого особняка чрезвычайно выразительным и заметным издалека, а декорированные детали фасадов, затейливые оконные переплеты и решетки ограды способны надолго задержать жадного до архитектурных впечатлений пешехода.

Материал подготовлен при поддержке портала недвижимости Discount-House

Теги
Читайте Uralpress
в Яндекс дзен
zen.yandex.ru

Присылайте свои новости

Вы можете стать соавтором нашего новостного портала.

Есть чем поделиться? Расскажите!

Отправить новость

Читайте нас там, где удобно вам

Дорогие читатели!

Мы предлагаем вам совместными усилиями сделать информационную повестку интереснее, ярче, правдивее, насыщеннее.

Если вы стали очевидцем интересного события, необычного явления, вопиющего случая, чрезвычайного происшествия или хотите привлечь внимание к какой-то проблеме – напишите нам. Будем рады, если вы поделитесь с нами своими впечатляющими фото - и видеонаблюдениями (авторство будет указано).

В свою очередь мы гарантируем, что при необходимости возьмем комментарий по вашей проблеме у соответствующих официальных источников и достоверно изложим все факты.

Отправляя сообщение, укажите свои контакты – номер телефона или адрес электронной почты. Редакция гарантирует конфиденциальность, если вы не стремитесь к публичности.

Яндекс.Метрика