Яндекс.Метрика
  • Интервью

Итоги года: военные следователи отправили в суд почти полсотни уголовных дел

Фото Итоги года: военные следователи отправили в суд почти полсотни уголовных дел

В системе правоохранительных органов России существуют «белые пятна», о которых простому россиянину известно совсем немного. К одному из них, безусловно, относятся военные следственные отделы Следственного комитета России.

Что мы знаем об этих бойцах невидимого фронта? Чем занимается эта структура? Каковы ее функции? С этими вопросами мы обратились к руководителю военного следственного отдела СК России по Челябинскому гарнизону Андрею Матюхову.

- Наш отдел – это одно из подразделений военного следственного управления по Центральному военному округу, входящего в единую систему Следственного комитета России, – пояснил Андрей Алексеевич. – Как известно, в сентябре 2007 года в результате отделения следствия от прокуратуры России был образован Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации. А с января 2011 года Следственный комитет Российской Федерации стал самостоятельной структурой, входящей в систему правоохранительных органов России.

- Много ли таких отделов по стране?

- Военные следственные отделы СК России есть там, где дислоцированы воинские части и органы военного управления. Скажем, в Челябинской области таких отделов три – военные следственные отделы по Челябинскому гарнизону, по Чебаркульскому гарнизону и 308-й военный следственный отдел.

-  Чем вызвано такое деление отделов?

- Военной составляющей регионов, то есть наличием на их территории воинских частей и подразделений. Так, на территории Челябинской области военный следственный отдел СК России по Чебаркульскому гарнизону занимается расследованием преступлений, совершенных военнослужащими, на территории Чебаркульского гарнизона, военный следственный отдел по Челябинскому гарнизону – если преступления совершены на территории Челябинского гарнизона, а 308-й отдел курирует пограничные управления ФСБ России, управления ФСБ России, находящиеся на территории Курганской и Челябинской областей, а также воинские части, дислоцированные на территории Курганской области.

- Чем конкретно занимаются военные следственные отделы СК России?

- В основные функции отделов входит рассмотрение сообщений о преступлениях и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами проходящими военные сборы. Кроме того, гражданские лица, которые работают на территории воинской части и совершают преступления во время выполнения или в связи с выполнением ими служебных обязанностей, также подпадают под нашу юрисдикцию.

-  То есть, если гражданин, не являющийся военным, совершил правонарушение во время своей работы на территории воинской части, его деяние расследуется уже военным следственным отделом, а не гражданскими следователями?

-  Совершенно верно.

-  А если он после работы совершил преступление на «гражданке»?

-  Если преступление не связано с его служебной деятельностью, это уже юрисдикция территориальных следственных органов по месту совершения преступления.

-  Вы упомянули ФСБ. Разве преступления, совершенные ими, не расследует особый орган?

- Нет, сотрудники Федеральной службы безопасности России обладают статусом военнослужащих, а значит, преступления совершенные ими, также расследуются военными следственными органами. Скажу больше, военные следственные органы расследуют преступления совершенные прокурорскими работниками органов военной прокуратуры, сотрудниками самих военных следственных органов, а также работниками подведомственных министерству обороны России организаций, таких как «Спецстрой России», АО «Гарнизон», работниками ДОСААФ России. Отдельно хочу подчеркнуть, что мы расследуем и те виды преступлений, которые были совершены группой лиц, в которой состояли военнослужащие. Причем, по расследуемому нами делу проходят не только те, кто носит погоны, но и гражданские лица.

-  Можете привести пример?

-  Из последних примеров – дело 2016 года о хищении авиационных агрегатов в воинской части в поселке Увельский Челябинской области. Тогда военнослужащие воинской части, вступив в сговор с гражданским коммерсантом, похитили с территории части три втулки несущего винта и автомат перекоса для вертолета МИ-8 общей стоимостью более четырех миллионов рублей. Для реализации похищенного вывезли детали в Москву, но продать их в результате нашей слаженной работы с сотрудниками ФСБ России так и не смогли, после чего вернули агрегаты на склад по анонимной накладной. Однако от уголовной ответственности всю группу злоумышленников это не спасло. Другое дело, что военнослужащих судил военный суд, а коммерсанта – гражданский.

-  Андрей Алексеевич, с какими преступлениями чаще всего приходится сталкиваться военному следственному отделу?

- В прошлые годы наиболее частыми были преступления, связанные с самовольным оставлением части и неуставными отношениями. Сегодня ситуация изменилась. Нам все чаще приходится сталкиваться с преступлениями коррупционной направленности – растратой, присвоением, получением взяток, мошенничеством. Значительно возросло количество преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Помимо этого, мы также расследуем уголовные дела о дорожных и авиационных происшествиях. Скажем, в настоящее время, в производстве отдела находится дело о крушении Як-52, который разбился в районе Калачево в апреле 2016 года.

-  Вы сказали «дорожные происшествия». Разве это не забота ГИБДД?

-  Нет, если в дорожно-транспортном происшествии участвовал военнослужащий и именно по его вине произошло происшествие.

- Насколько в целом высока степень криминализации военнослужащих в Челябинской области?

-  Отвечу цифрами. В 2016 году военным следственным отделом СК России по Челябинскому гарнизону было расследовано и направлено в суд 45 уголовных дел, проведено 275 доследственных проверок. Пятнадцать уголовных дело прекращено.

-  На основании чего, если не секрет?

-  По большей части за отсутствием состава и события преступления. Если расследуется преступление против военной службы, то в обязательном порядке проверятся годность лица, его совершившего, к прохождению военной службы. Поэтому независимо от заключения врачей при призыве военнослужащего на военную службу, уже в рамках возбужденного уголовного дела, проводится военно-врачебная комиссия, которая устанавливает категорию годности военнослужащего к военной службе на момент совершения преступления. Если военнослужащий к службе не годен, то уголовное дело о преступлении против военной службы подлежит прекращению за отсутствием состава преступления. Решения о прекращении уголовного преследования за совершение других категорий преступлений принимаются следователями индивидуально в зависимости от собранных по уголовному делу доказательств.

- Андрей Алексеевич, бытует мнение, что военные суды, как раньше их называли –  военные трибуналы -  более суровы, нежели гражданские.

-  Это стереотип, который не имеет ничего общего с реальностью. Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы в России едины для всех, поэтому приговоры  выносятся строго в соответствии с законом, а не родом деятельности человека.

-  Не могу не спросить вас о нашумевшем деле, об ограблении банка в «закрытом» Озерске. Ведь это дело вели военные следователи?

-  Так точно. Военнослужащий Вдовкин, проходивший службу в ЗАТО, организовал совместно с гражданскими лицами преступную группу, которая в сентябре 2015 года совершила нападение на банк «Снежинский». При этом преступники сначала обезвредили сотрудников частного охранного предприятия, открыли первую дверь кассы банка, однако с входом в хранилище справиться не сумели – пытались разбить бронированную дверь кувалдой, резали ее автогеном. В итоге вынуждены были разъехаться на разных автомобилях восвояси. В мае прошлого года это уголовное дело, которое расследовали следователи нашего военного следственного отдела, было окончено: все участники преступной группы были задержаны и приговорены к реальным срокам – от трех до четырех с половиной лет лишения свободы.

-  И последний вопрос: с какими силовыми структурами вы работаете наиболее тесно?

-  Оперативное сопровождение по расследуемым уголовным делам ведется сотрудниками ФСБ России, а надзор за предварительным следствием осуществляет военная прокуратура Челябинского гарнизона.

Комментарии 0
    Новости по теме Армия