На 2011 год установлены жесткие рамки тарифной политики
Председатель правительства РФ Владимир Путин призвал жестко сдерживать рост цен на услуги ЖКХ и определил 15-процентный максимум роста платежей на коммунальные услуги на 2011 год. Премьер считает также необходимым сохранение принципа тарифообразования, когда население платит за коммунальные платежи меньше, чем предприятия.
При этом, согласно соглашения с фондом реформирования ЖКХ Челябинская область обязана ликвидировать перекрестное субсидирования в тарифах на тепло и водоснабжение и водоотведение в ближайшие два года, а это существенно может повлиять на тарифы для населения.
К этому добавляется и то, что с 2011 года вся электроэнергия будет продаваться по нерегулируемым ценам.
Каким образом Челябинской области удастся выполнить эти практически не совместимые требования, не приведет ли это к сокращению объемов финансирования инвестиционных программ энергоснабжающих предприятий мы расспросили руководителя комитета «Единый тарифный орган» Сергея Образцова. Кроме того, глава ЕТО рассказал и о нововведениях в жилищный кодекс, касающиеся наделения субъектов полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг.
- Сергей Юрьевич, сумеем ли мы в этом году не перешагнув установленный рубеж, выполнить все предъявляемые к формированию тарифов требования: сократить перекрестку, учесть переход на свободный рынок электроэнергии и не выйти за установленный 15-процентный рубеж роста платежей?
- Действительно, в этом году у нас возникла коллизия. С одной стороны есть ограничения платежей граждан за коммунальные услуги, провозглашенное председателем правительства Владимиром Владимировичем Путиным, согласно которому в 2011 году рост платежей граждан за коммунальные услуги не должен превысить 15-ти процентов. Напомню, к коммунальным услугам относится электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение. Содержание жилья – это жилищные услуги.
С другой стороны, установлены индексы инфляционного роста. В том числе стоимость газа для тех же котельных повышается на 15 процентов, заработная плата индексируется около восьми процентов.
Кроме того, в соответствии с федеральным законодательством мы обязаны компенсировать убытки предприятиям, вызванные применением нерегулируемой цены на электроэнергию, которая превышает заложенную в тарифе регулируемую цену. И в результате чисто инфляционно получается индекс роста среднеотпускных тарифов на тепловую энергию равен 12,8 процента (этот показатель уже утвердила для нас Федеральная служба по тарифам) и на водоснабжение –18 процентов. В воде доля электроэнергии выше и нерегулируемая цена оказывает влияние в большей степени.
И третий фактор, как вы правильно сказали, - область имеет обязательства по сокращению перекрестного субсидирования. В течение трех лет Челябинская область получила из федерального бюджета за счет фонда содействия реформированию ЖКХ более семи миллиардов рублей на капительный ремонт жилого фонда. Эти средства израсходованы по назначению. В случае, если регион не будет выполнять графики ликвидации перекрестного субсидирования, которые были условием выделения этих средств, то он должен будет вернуть полученные деньги в фонд.
- И нам удастся, выполнив все требования, не выйти за максимальную планку роста?
- Предварительные расчеты, выполненные с учетом исполнения графиков перекрестного субсидирования, показали, что в 115 из 317 муниципалитетов области рост коммунальных платежей граждан превысит 15 процентов. В частности, по Челябинску, например, расчетный индекс роста составил 119 процентов, то есть чисто экономически обоснованно общий платеж за коммунальные услуги должен будет вырасти на 19 процентов.
- И как быть?
- В настоящее время готовится специальное постановление правительства Челябинской области о выделении субсидии гражданам, у которых совокупный рост платежей за коммунальные услуги в 2011 году превысит 15 процентов.
На сегодня малоимущие граждане, у которых доля расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи превышает 22 процента, могут претендовать на субсидии на оплату ЖКУ (для отдельных категорий установлена боле низкая планка - 11 процентов).
С нового года дополнительным поводом для получения еще нового вида субсидии станет факт превышения роста коммунальных платежей установленной планки. Все, что выше 15-ти процентов, будет покрываться за счет субсидии. Этот вид субсидии будет выплачиваться независимо от материального положения семьи.
- Это будет ежемесячная доплата?
- Да. Но обращаться за ее начисление граждане будут только один раз. То есть субсидия будет устанавливаться на год с ежемесячной выплатой.
- А сколько понадобится на это средств?
- Сейчас министерство социальных отношений ведет необходимые расчеты. Окончательная сумма будет зависеть от количества обратившихся. По предварительным данным на эти цели понадобится 400-500 миллионов рублей.
- Таким образом, вы с помощью субсидии решите поставленную задачу по ограничению роста платежей. Но ограничить рост платежей можно и путем увеличения срока ликвидации перекрестного субсидирования. В этом направлении вы работаете?
- Да, как только были озвучены ограничения по платежам граждан, область неоднократно обращалась в фонд содействия реформированию ЖКХ, к первому вице-премьеру Игорю Шувалову с просьбой продлить срок ликвидации перекрестного субсидирования до 2014 года.
- В настоящее время у нас это срок ограничен 2012 годом?
- На начало года он был ограничен 2011 годом, к середине 2010 года вышло постановление о продлении срока окончания ликвидации перекрестки до первого января 2012 года. При этом сокращение должно проходить равномерно. Таким образом, пока с первого января 2011 года мы должны будем сократить перекрестку на 50 процентов и с первого января 2012 года – полностью ликвидировать.
В настоящее время на имя генерального директора фонда содействия реформированию ЖКХ Константина Цицина отправлено письмо за подписью губернатора Челябинской области Михаила Юревича с просьбой продлить срок ликвидации перекрестного субсидирования до 2014 года, что позволило бы нам сокращать по 25 процентов ежегодно. Но пока решение по этому вопросу не принято.
- В области большой объем перекрестного субсидирования?
- Да. У нас один из самых высоких в Российской Федерации объем перекрестного субсидирования. Особенно большая перекрестка в тарифах на электрическую энергию. То есть в среднем (с учетом разных тарифов для домов с газовыми и электрическими плитами) население платит чуть менее 50-ти процентов от экономически обоснованного тарифа. И только это в сумме дает четыре миллиарда рублей.
Перекрестка в тепле меньше и ее размер в разных территория неодинаков. Например, в Магнитогорске перекрестное субсидирование по теплу ликвидировано полностью, в Челябинске население платит 85 процентов от среднеотпускного тарифа. Но в денежном выражении в областном центре вес тепла не меньше, чем электроэнергии.
- А не получится ли так, что вводимые ограничения по росту тарифов приведут к снижению объемов финансирования инвестиционных программ в тепло- и энергокомпаниях?
- Да, безусловно. Ограничения не позволяют включать в тарифы инвестиционные составляющие. Исключением является МРСК Урала. С первого января 2011 года Челябэнерго (филиал МРСК Урала) переходит на RAB-регулирование тарифов. В этих условиях объем инвестиций фиксирован и рассчитывается в зависимости от стоимости основных фондов. В тарифах на будущий год уже предусмотрено около двух миллиардов рублей инвестиций.
- То есть в тарифах заложено дополнительно два миллиарда, которые компания направит на финансирование инвестпрограмм?
- Нет. В тарифах предусмотрены проценты за кредит, что позволит компании привлечь два миллиарда заемных средств на инвестиционную программу.
- Сергей Юрьевич, переход на свободный рынок электроэнергии, который будет осуществлен с 2011 года, может повлиять на обычных жителей?
- На жителей это не повлияет, так как для населения тариф на электрическую энергию остается регулируемым.
- До какого периода?
- Как минимум до 2014 года. Раньше было до 2014 года, теперь ограничение регулирования тарифа на электроэнергию для населения снято. Предельный тариф для населения устанавливают федеральные органы, а конкретный тариф – ЕТО.
- На сегодня ФСТ установило предельный уровень тарифов?
- Окончательно пока нет, для населения все находится в стадии согласования.
- По газу в текущем году тариф повышался пошагово. Как будет в 2011 году?
- В 2010 году тариф на газ повышался с первого января и с первого апреля, а по теплу был выровнен. На будущий год ФСТ также определило ступенчатый рост тарифа на газ. ФСТ устанавливает оптовую цену газа, потом к ней прибавляется цена транспортировки и снабженческо-бытовая надбавка регионгаза. Конечный тариф определяем мы. Возможно, нам придется его усреднить. С точки зрения субсидии это будет удобно.
- С 2011 года полномочия по установлению тарифов на водоотведение и водоснабжения переданы субъектам.
- От муниципалитетов к нам перешли полномочия по утверждению тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и содержание свалок. До этого этим занимались муниципалитеты, а мы только согласовывали. Теперь мы утверждаем эти тарифы по всем муниципалитетам.
- А тарифы на жилищные услуги по-прежнему устанавливает муниципальное образование?
- Да. При чем сейчас даже отменены полномочия для субъекта Федерации об установлении предельного индекса роста жилищных платежей.
- Согласно поправкам в жилищный кодекс, с будущего года органы власти субъектов РФ наделены полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг...
- Теперь нормативы потребления коммунальных услуг будет утверждать ЕТО. Практика утверждения нормативов на муниципальном уровне не оправдала себя.
- Субъекту также дана возможность делегирования полномочий по регулированию тарифов отдельным муниципалитетам, которые смогут их качественно выполнять… Область воспользуется этим правом?
- Да, у субъекта есть право передачи полномочий на уровень муниципалитета, но для это нужно будет принять областной закон. Это решение надо будет проводить через Законодательное Собрание с соответствующим финансовым обеспечением переданных полномочий. И это обойдется гораздо дороже.
Кроме того, надо будет обеспечивать единый подход в вопросе установления тарифов. На сегодня этого нет. Мы когда разбирались, увидели, что кто-то утвердил дифференцированные нормативы по теплоснабжающим организациям (в одном и том же городе для разных котельных установлены разные нормативы с учетом того, какой жилой фонд они обслуживают, что нелогично). Мы сделаем единый подход.
- Когда будут приняты окончательные решения по тарифам?
- Тарифы должны быть приняты до первого декабря 2010 года. Они должны быть опубликованы не позднее, чем за месяц до вступления в силу.
- А если будут утверждены позже этой даты?
- А если тарифы будут утверждены позже этой даты, то они вступят в силу с первого числа следующего за месяцем утверждения. Мы настроены уложиться в установленные сроки.