Яндекс.Метрика
  • Интервью

Валерий Панов: Сегодня время нового прорыва

Фото Валерий Панов: Сегодня время нового прорыва

До думских выборов остается полгода. Традиционно самую высокую активность в борьбе за парламентские места проявляют единороссы. Среди самых заметных предвыборных действий партии - создание Общероссийского народного фронта и реализация  масштабных партпроектов. Наш разговор с депутатом Госдумы РФ, первым заместителем председателя комитета по строительству и земельным отношениям, президентом Челябинского регионального объединения работодателей «ПРОМАСС» Валерием Пановым состоялся накануне региональной отчетно-выборной партийной конференции «Единой России». И, вполне естественно, он начался с обсуждения партийных дел.

 

- Валерий Викторович, федеральные партийные инициативы накануне выборной кампании озвучены. Хотелось бы знать, с каким багажом челябинское региональное отделение идет на думские выборы?

 

- Сегодня очевидно, что партия активно и наступательно ведет работу. Мы можем говорить о многих результатах. С каждым годом растет количество реальных дел, которыми занимается партия. Думаю, жители Челябинской области это видят и по достоинству оценивают. А главное – идет активный диалог, взаимная работа.

 

- Разве само название «Общероссийский народный фронт» не подразумевает движения снизу? Почему же у нас подобные инициативы всегда исходят от власти, а не от населения?

 

- Вы знаете, я не соглашусь с тем, что инициатива шла сверху. Предложения о создании общего поля, на котором партия «Единая Россия» являлась бы партнером среди равных, как раз звучали снизу. «Единая Россия» в свое время заключила договоры с большинством общественных организаций и объединений. Было отлажено взаимодействие. Цели любой общественной организации, возьмите общество автомобилистов или фонд поддержки одаренных детей, так или иначе, имеют политический оттенок. Любая политическая работа ведется для того, чтобы в результате дискуссии и конкретных действий появились законодательные изменения. А если человек очень активно и результативно проявил себя как общественный деятель, но не является членом партии, как ему стать депутатом? У нас сейчас пропорциональная система выборов. Сегодня 50 процентов, а завтра, может, и сто процентов депутатского корпуса законодательных собраний или представительных органов местного самоуправления будет выбираться по партийным спискам. Поэтому в процессе обсуждения родилась идея, которую озвучил лидер партии Владимир Путин, - создать такой объединительный фронт. Замечу, что ни одна партия не предлагала таких лифтов, когда человек, не будучи членом партии, но инициативно работая над социально значимыми проектами, получил бы возможность стать депутатом.

 

- В предвыборных списках «Единой России» для общественников определена квота?

 

- Да. Мы не просто говорим общественным организациям: «Работайте, а там посмотрим». Каждый четвертый мандат будет отдан беспартийным кандидатам, кто будет выдвигаться через общенародный фронт. Получается, партия «Единая Россия» делегирует общественникам свои места. Никто из оппонентов и не думал делиться депутатскими мандатами.

 

- Кстати, об оппонентах. Результаты выборных кампаний последних лет показали, что у «Единой России» не стало конкурентов - их практически нет. На ваш взгляд, это хорошо или плохо?

 

- Почему нет конкурентов? Конкуренты есть, и очень серьезные. Но беда их в том, что они могут лишь критиковать, ничего не делая, не генерируя инициативы, не продвигая их до законов, не отслеживая, как выстраивается правоприменительная практика. Они только говорят: на вашем месте мы бы сделали в сто раз больше. Это иждивенческая, популистская позиция. Мы видим, что оппозиция выдает идеи, инициированные «Единой Россией» в виде законопроектов, программ, за свои. И порой превращается в «собачек, лающих на заданную тему». Невнятно, но крикливо - пролаяли и убежали.

 

- Но вы же не будете отрицать, что у «Единой России» самые мощные ресурсы, в том числе административный, за который партию часто критикуют…

 

- И в чем он заключается?

 

- Например, во всесторонней поддержке на выборах со стороны глав районов, городов и областей…

 

- Не все главы поддерживают «Единую Россию». Другое дело, что «Единая Россия», работает системно в муниципальных образованиях, сельских поселениях. Любая политическая борьба – это борьба за власть на всех уровнях. Но только «Единая Россия» дошла до муниципалитетов. Практически все партии–оппоненты не утруждали себя заходить в глубинку, в сельские районы. В регионах они демонстрируют лень или, может быть, нехватку сил, идей. Но никто не запрещает им работать активнее. Все ресурсы «Единой России» - это наша заслуга, наша победа, потому что мы системно ведем работу. Иногда нашим конкурентам удается нас обойти. Например, в Первоуральске. Большой индустриальный город, где есть мощный Первоуральский трубный завод. А «Единая Россия» проигрывает выборы. Случился такой вот прокол у свердловского регионального отделения. Можно привести и другие примеры.

 

- Будет ли праймериз – внутрипартийное предварительное голосование – применяться на выборах в Госдуму?

 

 - Проведение праймериз себя оправдало. Именно поэтому сегодня это уже норма партийного Устава. Она будет применяться и дальше – сомнений никаких нет. Но все меняется. В частности, в связи с созданием Общероссийского народного фронта процедура праймериз, очевидно, будет усложняться.

 

«Доступное жилье не падает с неба»

 

- Хотелось бы поговорить о вашей работе в комитете Госдумы по строительству и земельным отношениям. Нацпроект «Доступное и комфортное жилье», который продвигает «Единая Россия», на мой взгляд, один из самых проблемных проектов. Квартирный вопрос по-прежнему стоит остро. Какая ситуация сегодня в строительной сфере, какие появились новые предложения и идеи, чтобы жилье перестало быть роскошью?

 

- Проблема жилья всегда в нашей стране стояла остро. Поэтому Владимиром Путиным был инициирован проект, хотя было изначально понятно, насколько проблема масштабна и трудно решаема. Доступное жилье не падает с неба, это не просто чье-то желание, которое мгновенно превращается в реальность. Когда этот проект инициировался, не было определено многих параметров. Зато был ценовой хаос и рыночная гонка среди застройщиков, кто дороже сможет продавать квадратные метры. Мы навели порядок в ценообразовании. Как ни странно, позитивную роль в этом сыграл кризис. Сегодня есть системное понимание, из чего складывается цена, и какая цена приемлема для государственных проектов. В первую очередь это касается жилья эконом-класса и особенно для определенных категорий граждан. А под словом «комфортное» подразумеваются санитарные правила и нормы, которые должны обеспечить среду обитания человека, безопасную для жизни и здоровья. И это тоже очень серьезный параметр.

 

- Хотелось бы услышать конкретные цифры: что считается сегодня доступным жильем?

 

- Это жилье эконом-класса. Есть ведомственный документ министерства регионального развития, который разрабатывался вместе с комитетом по строительству Госдумы. В нем  содержатся все параметры: энергоэффективность, соответствие санитарным нормам и т.д. Что касается цены, то это не какая-то узаконенная формула. Есть устойчивое мнение, что доступное жилье - это возможность для семьи исходя из трехлетних доходов получить необходимые квадратные метры для нормальной жизни. В бытовом плане это, может быть, напоминает советские квартиры брежневского периода. Есть другой принципиальный момент. Дело в том, что после приватизации у многих еще нет полного понимания того, что они стали собственниками жилья. Не только тех квадратных метров, которые начинаются за порогом квартиры, но еще и мест общего пользования, придомовой территории, лифта, чердака. Мы несем бремя собственника, то есть отвечаем за содержание своей собственности. Сегодня жилищно-коммунальные проблемы стоят очень остро. По инициативе «Единой России» жилищный фонд уже приводится в порядок. Это большой проект, сопоставимый по масштабам с «дорожной революцией». Дорожное строительство тоже относится к компетенции нашего комитета. Мы активно работаем над тем, чтобы область получала средства и на дороги, и на ЖКХ, и на многие другие федеральные программы.

 

- Возвращаясь к проекту «Доступное жилье», как вы считаете, реально ли сегодня снизить стоимость квадратного метра?

 

- Реально. Причем это не просто слова. Есть факты и цифры. Несколько дней назад я был в Москве на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, где обсуждались  многие инициативы. В пример приводилось несколько регионов. Самый интересный опыт в Татарстане. Там разработана электронная система контроля, в которой фиксируются все данные: и  список нуждающихся в жилье, и схемы градостроительного планирования, и документация, и проектирование – именно на этом этапе закладывается цена. Если мы будем использовать современные технологии и по ним проектировать, то, поверьте, это позволит сэкономить средства и на этапе строительства, и на этапе эксплуатации, что крайне важно и о чем мы раньше редко задумывались. Ежемесячные платежи за жилье могут быть гораздо меньше, как и себестоимость квадратного метра. Например, сегодня Татарстан по региону выдерживает 23,5 тысячи рублей за квадратный метр.

 

- Можно только позавидовать…

 

- Можно завидовать, а можно брать на вооружение. Правительство РФ дало поручение внедрить такую федеральную систему. Принципиально речь идет о том, что цена квадратного метра должна быть ниже, чем 30 тысяч рублей, включая такие регионы как Мурманск и Дальний Восток. Эта система плюс наш закон о строительстве жилья эконом-класса, я надеюсь, позволят контролировать цены и их снижать. Или, по крайней мере, остановить повышение.

 

- Есть ли какие-то новости о нашей челябинской «стройке века», я имею в виду метро. Два года не было федерального финансирования объекта. Планируются ли деньги на будущий год?

 

- Не готов сегодня озвучить цифры, но мы активно продвигаем этот вопрос. Метро Челябинску нужно. Мы видим, что наземный транспорт проблему полностью не решает. Новые километры дорог тут же заполняются транспортом. Кроме того, уходят большие средства на поддержание объекта в том же состоянии, в котором он сейчас находится. Хочу выразить надежду, что на будущий год удастся выбить федеральные деньги на метро.

 

Фундамент области – развитие производства

 

- Валерий Викторович, сейчас много говорится о необходимости повышать инвестиционную привлекательность Челябинской области. Вы активно включились в работу по поиску инвесторов. Какие результаты на сегодняшний день?

 

- Те предложения, которые сегодня есть, и инициатива губернатора о создании центра индустриальных инноваций – а это плацдарм для новых заводов, - всё это вселяет оптимизм и говорит о том, что инвестиционный климат в Челябинской области хороший, и инвесторы действительно идут к нам. Думаю, в ближайшее время мы узнаем новые предложения и имена. Все это фундамент области на будущее. Но, к сожалению, мы наблюдаем и обратный процесс: действующие заводы стареют, останавливаются. Им на  смену должны приходить новые производства. В годы первых пятилеток на Южном Урале был сделан индустриальный прорыв. Сегодня наступает время нового прорыва. Я уверен, что он не за горами.

 

- Какие направления южноуральской экономики сегодня интересны инвесторам?

 

- Не нужно сбрасывать со счетов то, что было создано раньше - классические кластеры: металлургию, машиностроение. Они должны дальше развиваться. Но появляются новые технологии, материалы, которые могут производиться в Челябинской области. Лично я считаю, что производство композитов – это новое направление, которое в ближайшее время будет развиваться в Челябинской области. Это то, над чем нужно работать и к чему стремиться.

 

- А как вам идея сделать Челябинскую область центром туризма? Это перспективно?

 

- И перспективно, и актуально. Только нужно понимать, что природа Челябинской области не может принять туристов со всего мира. Антропогенное воздействие должно быть ограничено. Кроме того, туристический бизнес нуждается в хорошей организации. А это дорогое удовольствие. Построить отель на берегу горного озера гораздо дороже, чем в городе. Дороги, коммуникации, тротуары, площадки – это надо не только организовать, но и обслуживать. Может быть, рынок еще не совсем сформирован и готов к этому. Люди уже понимают, что за все нужно платить, но что отдых в Челябинской области может быть дороже, чем в Турции, - это еще выше понимания. Но все экономически обосновано: в Турции нет таких огромных затрат на отопление, как на Южном Урале. Но примеры успешного туристического бизнеса у нас уже есть. Если мы раньше думали, что кататься на горных лыжах можно только на курортах Европы, то теперь это возможно в Челябинской области. На наших озерах отдыхают не только местные жители, но и свердловчане, тюменцы. Сегодня уже можно сказать, что Южный Урал уже стал притягательным центром туризма. Но мне не хотелось бы, чтобы форсировалось это направление. Мы видим, к сожалению, как быстро застроили озеро Увильды. Экологи уже бьют тревогу. И теперь мы занимаемся его спасением. Давайте перед тем, как что-то строить, создадим инфраструктуру, в частности, очистные сооружения. Любой проект должен выдержать серьезный экзамен на отсутствие вреда природе.

 

- Привлечение крупных инвесторов – процесс позитивный. Но как быть с малым и средним бизнесом? Предприниматели выходят на акции протеста против непомерных ставок страховых взносов…

 

- Владимир Путин уже выступил по поводу того, что страховые взносы будут снижены. Когда и на сколько – сейчас решается. Но хочу обратить внимание на социальный аспект. Ведь предприниматели работают не только ради того, чтобы заработать прибыль. У них  есть дети, родители, они так же, как и все, обращаются в больницы и поликлиники. Сегодня остро встала проблема модернизации здравоохранения, причем слово «модернизация» в этой ситуации вполне подходящее. Чтобы отремонтировать помещения, оснастить больницы и поликлиники современным оборудованием и увеличить зарплату медицинских работников, нужно 460 миллиардов рублей. Деньги, естественно, идут из бюджета, из налогов и в том числе страховых отчислений бизнеса. Минфину дано поручение просчитать, как компенсировать эту сумму. Сегодня держится высокая цена на нефть. Возможно, благодаря этому удастся найти 460 миллиардов. Тогда ставки страховых взносов будут снижены. В ближайшие месяцы мы увидим решение этого вопроса.

 

- И все-таки, Валерий Викторович, я уверена, что вы как человек из бизнеса, как руководитель объединения работодателей «ПРОМАСС» чаяния предпринимателей хорошо понимаете…

 

- Конечно, понимаю. Но невозможно, чтобы по мановению волшебной палочки вдруг все изменилось и стало, как на Западе. А ведь на Западе налоги еще выше. Там и производительность труда выше – тоже не будем об этом забывать. И нет таких отсталых тяжелых производств. И в бюджетной сфере нет такой штатной численности, как у нас. Все должно быть сбалансировано. Поэтому нельзя стоять на позиции: это меня не волнует. Нужно созидать во благо людей.

Комментарии 0
    Новости по теме Валерий Панов