ул. Монакова, д. 33, офис 2 454091 Челябинская область Челябинск
+73512372926 maineditor@uralpress.ru Урал-пресс-информ

Владимир Новоселов: Челябинск возник как придаток к военно-промышленному комплексу страны

Интервью
31.10.07 10:34

Челябинский центр истории государственных и муниципальных органов власти получил в свое распоряжение недавно рассекреченные документы, раскрывающие многие факты новейшей истории Челябинска. В частности, эти документы отвечают на вопрос, почему Челябинск, некогда маленький городишко, не имеющий никакой промышленности, главными отраслями производства которого были мельницы (переработка сельхозпродукции), вдруг превратился в супериндустриальный центр.

О том, в чем секрет такого сказочного взлета, корреспонденту "Урал-пресс-информ" рассказал директор центра истории государственных и муниципальных органов власти Уральской академии государственной службы, доктор исторических наук, профессор Владимир Новоселов.

- Владимир Николаевич, расскажите, как вышло, что именно в Челябинске в начале 20 века сосредоточилось столь активное промышленное строительство?

- Дело в том, что в 1927 году, когда произошел очень серьезный конфликт Советского Союза и Запада, поставивший отношения этих двух сторон на грани войны, оказалось, что советская нэповская промышленность не в состоянии обеспечить выживаемость Советского Союза в случае военного конфликта. Наши теоретики быстро рассчитали, что мы проиграем через три месяца, причем любую войну, даже против слабого противника, потому что оборонной промышленности у нас практически не было. Конечно, были патронные заводы, был снарядный завод в Златоусте, был артиллерийский завод в Перми, который существует и сегодня. Но всего этого было недостаточно.

Поэтому в 1927 году Советом обороны было принято решение немедленно развернуть производство оборонной промышленности и в течение пяти лет создать базу, которая бы стала выпускать всю современную на то время военную технику. Встал закономерный вопрос, где развернуть это производство.

Традиционно вооружение выпускалось на западе страны и на Украине: в Ленинграде, Москве, Туле, Брянске, Харькове. И когда в Кремле началась по этому поводу дискуссия, очень мощное уже в то время, а не только во времена Брежнева, украинское лобби заявило, что надо вкладывать колоссальные деньги в Украину, прежде всего в харьковскую группу предприятий. Аргументировало оно это тем, что там много специалистов, есть хотя бы минимальная инфраструктура. А второй территорией предлагался Урал.

- А что мог предложить Урал в сравнении с Украиной в этом направлении?

- В том-то и дело, что в 20-х годах прошлого века Урал все еще оставался полукрепостническим. Не было даже нормальных дорог: из Челябинска в Екатеринбург на машине добирались два дня, причем ездили минимум на двух машинах, потому что одна из них обязательно где-нибудь застрянет. И обязательно везли с собой по бочке бензина в кузове. Легковые машины вообще не ходили между Челябинском и Екатеринбургом, потому что тогда это было слишком экстремально. Так что вся территория Урала была неразвита.

И все-таки в 1928 году было принято решение именно в Челябинске построить… 19 заводов! Все они должны были быть суперсовременными, например, тракторный завод – это купленный американский Катерпиллер. Началась планировка и строительство огромного авиационного завода на месте нынешнего ЧТЗ. ЧТЗ хотели строить не тракторным, а автомобильно-тракторным заводом, который мог бы в случае необходимости быстро перейти на производство танков. Площадку для него определили рядом с ЧГРЭС, там, где сейчас ферросплавный завод. Также планировался гигантский по своим размерам завод номер семь по производству специальных сталей исключительно для военной техники. Его начали строить в Ленинском районе и сегодня на его территории располагаются трубопрокатный завод, завод "Электромашина", завод металлоконструкций. Но более того, рядом с заводом номер семь была запланирована постройка самого крупного в Европе завода по производству снарядов и авиационных бомб. И его построили. Он называется сегодня станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе, где станков, на самом деле, производили относительно немного. В реальности это был самый крупный снарядный завод, благодаря которому и образовался Ленинский район.

Еще были запланированы стекольный, ферросплавный, электродный, цинковый, автомобильный и другие заводы. Таким образом, Челябинск должен был превратиться в советский Чикаго по производству военной техники.

- В Челябинске, конечно, много заводов, но ведь не 19. Значит, что-то помешало этому процессу?

- Финансов не хватило. Когда подсчитали, сколько это будет стоить, схватились за голову. Для строительства всех этих 19 заводов нужны были финансы всей страны. Поэтому стали выбирать, и оставили тракторный завод, но без производства автомобилей, а автомобильный завод, нынешний "ГАЗ", стали строить в Нижнем Новгороде. Оставили снарядный завод и ферросплавный, потому что у нас была огромная зависимость от Запада в металле специального качества для авиации и для танков. Строительство цинкового и электродного заводов отложили, авиационный решили не строить вообще, а завод номер семь заморозили (к тому времени уже был построен один корпус завода).

И когда было официально объявлено о строительстве этих трех гигантов – ЧТЗ, ферросплавного и снарядного завода имени Серго Орджоникидзе – в Челябинск хлынули деньги, люди, техника, специалисты очень высокого уровня, которых здесь никогда не было. Это крупнейшие организаторы производства, инженеры, конструкторы, а ведь в Челябинске в начале века был один инженер всего, и этого считалось достаточно. А тут приехали сразу сотни инженеров, тысячи техников, десятки тысяч строителей. Надо было их где-то селить. И тогда был принят генеральный план строительства Челябинска.

- Получается, именно из-за промышленного строительства наш первый генплан отличался такими большими масштабами?

- Конечно, и все эти наши широкие улицы, проспекты, которыми мы так гордимся, появились только потому, чтобы в случае чего по ним могла пройти тяжелая военная техника. А зеленые насаждения, которые сегодня позволяют называть Челябинск достаточно зеленым городом, появились специально для того, чтобы создать здесь естественную маскировку.

То есть изначально промышленный Челябинск совершенно четко и принципиально возник как центр оборонной промышленности страны, где все было посвящено одной задаче – подготовке к войне.
Другое дело, что ресурсы подкачали. Не хватало самого необходимого. Поэтому стройки или останавливались, или превращались в долгострой. Например, взять тот же тракторный завод, о котором говорится, что он был построен всего за четыре года и что он был запущен в 1933 году. Но это был пуск опытного завода, а не всего завода ЧТЗ, его небольшой части только.

- Владимир Николаевич, все-таки непонятно, почему выбрали именно Челябинск, ведь вы же сами сказали, что он был совершенно не развит для этих целей?

- Главными соперниками были Челябинск и Харьков, который в то время был столицей Украины. А в столице все-таки не должно быть размещено много заводов. Это первая причина, почему был выбран именно Челябинск. Вторая причина, можно сказать, основная, заключалась в том, что в Челябинске строилась ЧГРЭС, а на Украине, наоборот, уже в то время был большой дефицит электроэнергии. Опять же ЧГРЭС работала на угле, а уголь у нас был дешевый, потому что в Челябинской области имелись свои угольные бассейны: в Копейске, Еманжелинске, Коркино. И был серьезный аргумент, что нельзя сосредотачивать оборонную промышленность на западе. В случае нападения со стороны запада она сразу будет захвачена врагом. То есть хотя бы часть военной промышленности нужно было спрятать поглубже, внутри страны, и Челябинск как раз для этого подходил.

- И как развивался Челябинск с учетом того, что при строительстве заводов в город хлынул поток специалистов и рабочей силы?

- Масштабное заселение Челябинска началось не только во время строительства, но и в начале Великой Отечественной войны, когда главный поток эвакуированных предприятий, рабочих и инженеров пошел в Челябинскую область. И возникли большие проблемы с расселением приезжих. Как быстро ни строили, все равно кризис жилья был постоянный. Ошибка с недооценкой роли жилья была сделана с самого начала: решили, что рабочие семьи можно расселить по окрестным деревням и оттуда ежедневно вывозить их на работу. Но практика показала, что, во-первых, только незначительная часть рабочих смогла разместиться в этих деревнях, а во-вторых, дороги были страшно плохие. Зимой еще можно было на что-то надеяться, а вот весной и осенью, в распутицу, рабочих вывезти было невозможно. Документы свидетельствуют, что рабочие не могли по нескольку дней выехать на строительство того же ЧТЗ из этих деревень. Иногда им приходилось возвращаться домой пешком много километров: кому понравится такая работа? И люди уезжали, бросали стройку, потом их называли дезертирами трудового фронта.

Люди расселялись абсолютно везде. Вот вы не поверите, в ванной комнате жили по две семьи: одна спала в самой ванной, другая рядом, на полу. Все вперемешку, вповалку: взрослые и дети, мужчины и женщины. В подвалах жили, в землянках, а у нас грунтовые воды близко подходят, так что целое поколение челябинцев выросло в буквальном смысле слова по колено в воде. Барак считался большой удачей. В них обычно селили инженеров и технических работников. Им выделяли комнату на одного, это вообще считалось шиком. А что такое комната в бараке – четыре квадратных метра, все удобства во дворе. Ни водопровода, ни канализации, комната, где можно поставить кровать и тумбочку – все! И это считалось привилегией: все-таки не землянка, не чулан какой-нибудь.

- И как решили эту проблему с жильем?

- Эту проблему несколько десятков лет решить не могли. Но больше того, после войны было принято решение эти 19 заводов достроить в Челябинске. И на месте нашего городского бора запланировали огромнейший авиационный завод по изготовлению истребителей, на котором должны были работать 37 тысяч человек. Бор должны были весь вырубить в 1950 году, а на его месте поставить 42 цеха этого авиационного завода. Но что такое 37 тысяч рабочих? Они же с семьями, значит, реально речь шла о том, чтобы завезти в Челябинск около 100 тысяч человек.

И тогда первый секретарь обкома Александр Белобородов, умный, решительный человек, написал письмо Сталину, где не побоялся рассказать все как есть. Что в Челябинске люди живут на кухнях, что в городе царит страшная дизентерия. Ведь Шершневского водохранилища тогда не было, весь Миасс выпивали заводы, а людям доставалась уже вода очень низкого качества. Травились страшно, инфекции полыхали, гибли взрослые и дети. И Белобородов честно написал Сталину, что если ко всему этому в Челябинске развернуть строительство еще одного завода и завести вместе с семьями еще около 100 тысяч человек, Челябинску конец. Вместо того, чтобы возвращаться к плану 1928 года и строить здесь все запланированные заводы, лучше дать челябинцам элементарные вещи, ведь здесь не было ни центрального водопровода, ни центрального отопления.

И тогда Сталиным было принято очень важное постановление, которое преобразило Челябинск и превратило его из придатка к военно-промышленному комплексу в мегаполис. На это ушло 15 лет: с 1950 по 1965 год. Построили Шершневское водохранилище, создали системы жизнеобеспечения и начали строить северо-западный район.

- Наверное, необходимость как можно быстрее решить проблему дефицита жилья и стала одной из причин того, что строились некомфортные дома с тесными квартирками?

- Конечно, ведь задача всего строящегося жилья была одна: вытащить людей из бараков и землянок, создать элементарные удобства. При этом считалось, что это жилье временное: на 25 лет. Через 25 лет эти все дома должны были уничтожить. Именно так задумывался северо-западный район, вся эта серая масса.

- Владимир Николаевич, все рассказанное вами развенчивает миф о том, что города с оборонными предприятиями имели какие-то преимущества перед другими.

- Привилегии имели те города, где развивалась атомная промышленность, потому что это – смертельно опасное производство. То есть государство подошло к этому вопросу рационально: вместо того, чтобы постоянно снимать людей с опасного производства и учить за бешеные деньги новых, лучше сделать постоянно работоспособным один коллектив на атомных заводах. А для этого нужна была сильная социальная инфраструктура. Вот ее и создали в закрытых городах. В Челябинске считалось, что таких опасных производств нет, поэтому и занимались здесь долгое время только развитием промышленности.

- Не будь у нас такой истории, чем бы, по вашему мнению, сейчас был Челябинск?

- Челябинск был бы Курганом. Кстати говоря, в начале 20-х годов Курган и Челябинск в общем-то были очень похожи. И точно также электростанцию могли бы строить в Кургане, тогда бы все заводы разместили там. И вполне возможно, что столицей Южного Урала стал тогда бы не Челябинск, а именно Курган.
Так что становление Челябинска сначала как советского Чикаго, а сегодня как современного мегаполиса – это, в определенной степени, случайность.

 

Читайте нас там, где вам удобно! Сайт, Вконтакте, Twitter, Facebook, Instagram, Одноклассники.

Читайте Uralpress
в Яндекс дзен
zen.yandex.ru

Присылайте свежие новости

Вы можете стать соавтором нашего новостного портала.

Есть чем поделиться? Расскажите!

Отправить новость

Читайте нас там, где удобно вам

Наши соц сети

Дорогие читатели!

Мы предлагаем вам совместными усилиями сделать информационную повестку интереснее, ярче, правдивее, насыщеннее.

Если вы стали очевидцем интересного события, необычного явления, вопиющего случая, чрезвычайного происшествия или хотите привлечь внимание к какой-то проблеме – напишите нам. Будем рады, если вы поделитесь с нами своими впечатляющими фото - и видеонаблюдениями (авторство будет указано).

В свою очередь мы гарантируем, что при необходимости возьмем комментарий по вашей проблеме у соответствующих официальных источников и достоверно изложим все факты.

Отправляя сообщение, укажите свои контакты – номер телефона или адрес электронной почты. Редакция гарантирует конфиденциальность, если вы не стремитесь к публичности.

Яндекс.Метрика