Юрий Шинкаренко: Субкультура успевает там, где опаздывает школа
Интервью
31.05.18 11:02
Автор: 
Сергей Белковский

«Лето – разгул молодёжных субкультур. Подростки заняты не только теми делами, что предлагают им официальные, «проверенные» социализаторы (школы, пионерлагеря, спортивные секции, кружки Домов культуры и т.д.). Они зачастую устремляются с головой туда, где социализация идёт по субкультурному типу».  Это отрывок из новой книги «Жужжите всем о васильках!». Ее автор - Юрий Шинкаренко, уральский публицист, литератор, руководитель Детско-молодёжной общественной организации юных корреспондентов Свердловской области, автор проекта «Энциклопедия юношеских субкультур Урала». На основании долговременного и обстоятельного общения с подростками он выпустил несколько публицистических книг: «На дне сыроежки ломаются» (2017), «Жжужжите всем о васильках!» (2018). А еще – он мой однокурсник по журфаку в Уральском университете, сосед по комнате в общежитии. Поэтому, хоть давно не виделись, мы с ним на «ты». Пользуясь случаем – а это День защиты детей и выход в свет новой Юриной книги - решил поговорить с ним на актуальную и неведанную для многих взрослых тему – про субкультуру подростков.

–  В какие годы появилась субкультура и что это было сначала?

–  О, издалека решил… Тогда терпи. Она была всегда. Всегда была какая-то общая культура, даже в дописьменные времена (пракультура, археокультура, палеокультура и т.д.), а под этой тонкой пленкой – какие-то социокультурные «уплотнения», иногда значительно отличающиеся друг от друга. Ну вот палеокультура (она началась с «изобретения» металлургии и длилась вплоть до позднего средневековья) вобрала в себя весь предыдущий опыт человечества, все магические и мифологические представления древних о мире. И на этой основе начала создавать своё, новое. Недавно мы с юными туристами-краеведами ездили на велосипедах в Ишкининские горы (это Оренбургская область).  Во времена поздней бронзы здесь обитало индо-иранское племя, ишкининская, как говорят археологи, палеопопуляция.  Древние рудокопы здесь добывали медную руду и выплавляли из нее медь. И вот мы стоим у борта древнего карьера и пытаемся представить, как они здесь жили и работали. А у подошвы гор течёт речка Сухая Губерля. А за ней – степное Саринское плато. И на краю этого плато, за рекой, –  древний некрополь, там древние горняки хоронили своих мертвых. «Почему за рекой?» –  спрашиваю я ребят. И они почти сразу отвечают: «Это как с Летой – рекой забвения, она символизирует быстротекучесть времени, смену одного поколения за другим… А ещё – отгораживает от живых мир мёртвых!». «Ну, а почему это палеокладбище находится на западе от поселения и древних медных варниц?». Ребята тут же ориентируются: «Потому что там «страна мертвых», думали древние, ведь именно туда, на запад,  уходит солнце, когда «умирает» на ночь».

– Культура древнего мира более-менее образованным современным ребятам понятна?

 Да, в общих чертах. То, что за границей письменной культуры было «общим», никуда не исчезло и, в целом, понятно.  А отдельные социокультурные «уплотнения»  –  там уже больше загадок… В одной из древних могил близ Ишкинино археолог В. Ткачев обнаружил каменную антропоморфную фигуру. Возле нее – орудия труда горняка. Что это был за ритуал, как он выглядел, почему нужно было зарывать антропоморфное изваяние? – теперь об этом можно только догадываться. Хотя именно здесь – утерянное ныне содержание духовной жизни именно этого, ишкининского, племени.  Субкультура рудокопов, если хотите.

С современными ребячьими автономными социокультурными образованиями – такая же картина, только теперь мы называем эти «уплотнения» молодежными субкультурами. Должно было пройти очень много веков, прежде чем молодежь, в силу удлинившегося периода социализации, стала обособленной социальной группой. Потом нужен был молодежный взрыв на Западе в 60-е годы прошлого века, чтобы социологи наконец обратили внимание на молодых, начали изучать их культуру, особенности их «популяции». Так начала развиваться молодежная социология, формируя свои термины, свой дискурс.  Теперь, с новым знанием, мы можем заглянуть в любой уголок мира, в любую эпоху – и там, где  в силу каких-либо социализирующих причин молодёжь собрана вместе (Спарта, Школа софистов в Афинах, Детские крестовые походы и т.д.) – там мы увидим всё, что можно охарактеризовать современными поколениеведческими терминами: молодёжная субкультура, «пороговые» ритуалы, субкультурные практики, конфигурации таких практик, субкультура в модусах локального и глобального, «оплотизация», сленг субкультуры… Я не буду останавливаться на расшифровке этих понятий. Кому интересно – отсылаю к статье в научном методическом журнале «Мир психологии»   – «В один день выстроенное» (2018, №1).  

– А в книгах «На дне сыроежки ломаются» и «Жужжите всем о васильках!» об этом тоже есть?

– Да, в обеих книжках, о которых ты говоришь, тоже есть научно-исторические экскурсы. Вот удивятся некоторые сегодняшние борцы с молодёжной субкультурой, когда узнают, что одно из самых  ярких описаний этого явления принадлежит… отцу церкви Григорию Богослову, IV век). Отсылаю всех к ессе в сборнике «Жужжите всем о васильках!».

– Как ты стал заниматься субкультурой, что было катализатором?

– Как ты помнишь, я со студенческих лет занимался с подростками. А это неизбежно заставляет погружаться в миры субкультур. Ведь большинство подростков – там. Для них субкультуры – способ реализовать свои жизненно важные потребности. Школа консервативна, она не успевает за этими подростковыми потребностями. А субкультуры успевают. Там не нужны отчеты, там не нужно утверждать никаких планов. Допустим, в  наш рациональный век подростку не хватает эмоций. И субкультура эмо – тут как тут. Она оперирует с эмоциями в чистом виде. Там можно смеяться, можно беспричинно плакать – и это только приветствуется. Точно так же и с другими субкультурами – их практики помогают подросткам достичь какой-то важной цели, реализовать какую-то жгучую потребность. Где-то это делается легальными методами, где-то нет, где-то это безопасно, где-то не совсем. Но смысл ясен. Субкультура первой показывает школьным социализатором и родителям, чего не хватает их детям и воспитанникам. И заставляет думать, как новые подростковые потребности реализовать в рамках официальной, общей  социализации. 

– Какая субкультура сейчас самая распространенная и почему?

 – Вся беда в том, что сегодня практически все исследования молодёжной культуры свернуты. Отдельные политики видят в этой культуре «проводника западных ценностей». Опыт нашей организации (Детско-молодежная общественная организация юных корреспондентов Свердловской области), которая практически все первое десятилетие XXI века мониторила юношеские субкультуры на Урале и издавала для педагогов и молодежных лидеров сборники по  результатам мониторинга, сегодня не востребован. Последнее, что мы сделали совместно с Департаментом молодежной политики Свердловской области, – провели исследование по патриотическим практикам в различных молодежных субкультурах. Как представляют себе патриотизм панки и рокеры, эмо, хипстеры, килджои, слэмеры, кей-поперы, футбольные фанаты и  и т.д. Очень познавательная получилась картина. И на этом пока точка. Сегодня всё – на плечах отдельных энтузиастов, которых можно по пальцам пересчитать. Такие исследования  проводишь на свой страх и риск, без всякого финансирования. В Гайском городском округе Оренбургской области мы с юными журналистами провели небольшой социологический опрос «Симпатии и антипатии подростков в отношении юношеских субкультур». То есть речь велась не о включенности молодых в субкультуру, а лишь о симпатиях. Но в какой-то мере это ответ на твой вопрос.  На пьедестале почета – трейсеры (паркур), рэперы, анимешники…  Больше всего не нравятся – гопники, эмокиды и опять же анимешники…  Повторяюсь, это ситуация для маленького южноуральского городка. В уральских мегаполисах расклад, скорее всего, будет другой. Но среди лидеров обязательно будут рэперы. Эта субкультура отвечает многим потребностям сегодняшнего подростка. Она реализует жажду творчества. И одновременно необходимость репрезентовать собственный внутренний мир. Занимаясь читкой, произнося перед публикой «текстА» – юный рэпер в этой практике объединяет и своеобразную исповедь, и как бы разговор по телефону доверия, и презентацию   своих внутренних страхов,  и долговременное планирование собственной жизненной стратегии, и НЛП-практики,  и мечтания об успехе и крутых гонорарах. Ещё одна субкультура, которая непременно попадет в топ-списки – АУЕ-сообщества (АУЕ – «арестантско-уркаганское единство»). Пусть не смущает вас, что юные гайчане её не отметили. Отметили. Только суеверно не стали называть впрямую, обозначив как «гопники».

– А что АУЕ – действительно опасная субкультура? 

 – АУЕ строится на тех же принципах социализации, которые поддерживались когда-то в первобытных обществах. Это магические ритуалы и система табу. Проводниками такой социализации являются криминализированные личности. И надо сказать, они виртуозно используют опыт, накопленный тысячелетиями. Здесь, наверное, не место глубоко погружаться в АУЕ-субкультуру, но я попытаюсь вычленить самое основное, чтобы было понятно… Один из методов воздействия на подростка здесь: стигматизация. В АУЕ-культуре есть понятия «порядочный» и «непорядочный». Они заимствованы от уголовников. Словом «непорядочный» ауешники    обозначают тех, кто нарушил достаточно обширный ряд неписанных правил поведения и ценностных норм. Например, «непорядочным» считается тот, кто пишет заявление в полицию, выступает в качестве свидетеля. Смысл табу понятен: ауешники, заклеймив нарушителя, предупреждают остальных: не надо так делать. Еще одно правило: не переходить из компании в компанию, из группы в группу. Тех, кто меняет своё сообщество, называют «фронтовиком», то есть меняющим линию фронта. «Фронтовиков» тоже относят к «непорядочным». Почему? В чём смысл запрета? Да в том, что очень часто такие компании группируются вокруг криминальных интересов (ночью пройтись по парковкам и утащить аккумуляторы, банчить – торговать наркотиками и т.п.). Понятно, что «измена» таких криминальных друзей грозит вынесением криминальных тайн за пределы компании. Поэтому и запрет. Стигма «непорядочный» имеет серьезные последствия. Если кого-то объявили «непорядочным» – информация об этом доводится до широкого круга подростков, через социальные сети и граффити на улицах, через устные разговоры. С «непорядочным» перестают общаться, он теперь изгой, с ним можно поступать так, как не поступишь с другими подростков. Можно оскорблять, требовать денег, в отдельных случах дело доходит до насилия… Особенность АУЕ в том, что этот меч занесен над каждым. Одно из правил гласит: парни  не должны заниматься… онанизмом. То есть эта субкультура, как и инициационная культура первобытного общества, смело вторгается в сферу сексуального становления. Она, простите за выражение,   берет подростка за… причинное место и устанавливает над ним супер-контроль. Она  контролирует  довлеющий над каждым «принцип удовольствия»,  используя  этот контроль в своих целях. Рукоблудие – «грех» всеобщий, из этого понятно, что любой подросток в любой момент может стать «непорядочным»…  Было бы желание у его «кураторов» (старших) заметить «нарушение правил».

– Правильно, что пытаются запретить  эту субкультуру, упоминание о ней?

– Ну и что? Ну, запретят. Только вглубь загонят болезнь.  Носители этой субкультуры станут   еще более скрытными. К тому же, такие запреты касаются в первую очередь журналистов, социологов. Ну, перестанем мы изучать эту субкультуру и публично  представлять аналитический материал педагогам и родителям? Что – лучше станет? АУЕ исчезнет? Никуда оно (это «единство») не исчезнет. Исчезнет актуальный мониторинг этой субкультуры и ей подобных.  И родители,  перестанут получать оперативный анализ быстроменяющегося субкультурного поля.

И еще один фрагмент из уже упоминавшейся книги про «васильки».

«Представители субкультур делятся на два больших лагеря. В одном лагере не возражают, если их фотографируют. В другом – категорически против наведённого со стороны фотообъектива.

И, по-моему, даже фотоаппарата не надо расчехлять, чтобы понять, кто к какому лагерю принадлежит…».

На фото Юрий Шинкаренко с панками Берлина.

Читайте Uralpress
в Яндекс дзен
zen.yandex.ru

Присылайте свои новости

Вы можете стать соавтором нашего новостного портала.

Есть чем поделиться? Расскажите!

Отправить новость

Читайте нас там, где удобно вам

Дорогие читатели!

Мы предлагаем вам совместными усилиями сделать информационную повестку интереснее, ярче, правдивее, насыщеннее.

Если вы стали очевидцем интересного события, необычного явления, вопиющего случая, чрезвычайного происшествия или хотите привлечь внимание к какой-то проблеме – напишите нам. Будем рады, если вы поделитесь с нами своими впечатляющими фото - и видеонаблюдениями (авторство будет указано).

В свою очередь мы гарантируем, что при необходимости возьмем комментарий по вашей проблеме у соответствующих официальных источников и достоверно изложим все факты.

Отправляя сообщение, укажите свои контакты – номер телефона или адрес электронной почты. Редакция гарантирует конфиденциальность, если вы не стремитесь к публичности.

Яндекс.Метрика