Яндекс.Метрика
  • Крупным планом

Челябинские "лохотронщики" на скамье подсудимых

Фото Челябинские "лохотронщики" на скамье подсудимых

20 февраля в 10 .00 в Челябинском областном суде начнется оглашение приговора по делу “лохотронщиков”. Завершение планируется в четверг, 21 февраля. Судья ≈ Александр Дмитриевич Семак.

На скамье подсудимых небывалое количество человек ≈ 50. В судах Челябинской области, да, пожалуй, и во всей России, за последние десятилетия не рассматривалось ни одного уголовного дела, по которому бы проходило столь значительное количество подсудимых. Многочисленной группе жителей Челябинска предъявлено обвинение в мошенничестве, совершенном организованной группой (ст. 159 УК РФ), а также в создании и участии в преступном сообществе (ст. 210 УК РФ). Преступление по последней статье относится к категории особо тяжких, потому дело рассматривается в областном суде. Ранее “лохотронщики” уже представали перед судом в Челябинске, в Москве и других городах Российской Федерации, но те дела рассматривались районными и городскими судами, так как до сих пор “лохотронщиков” обвиняли только в мошенничестве. Во всех известных доселе уголовных делах “лохотронщиков” подсудимые приговаривались к условному лишению свободы. В нынешнем же деле у охотников на “лохов” есть шансы получить реальное наказание

Игра “Лохотрон” (как ее называли между собой сами “игроки”) впервые появилась в Челябинске в 1994 году. Идею завез в наш город челябинский предприниматель Юрий Николаев (1965 года рождения, имеет высшее педагогическое образование), “возглавляющий” верхнюю часть Заречного рынка (ближе к “Торговому центру”). На работу он призвал двух молодых женщин: Оксану Мамбетаеву (1975 года рождения), торговавшую на рынке мебелью, и Оксану Орехову (1974 года рождения), хозяйку одного из рыночных павильонов. Оксаны стали “смотрящими”, к ним на работу поступили другие желающие подзаработать на человеческой доверчивости.

У обеих Оксан в подчинении было по 10-15 бригад. Каждая бригада работала на строго установленном месте под надзором “смотрящей” и отдавала начальнице 60 процентов от ежедневной выручки. У “лохотронщиков” на Заречном рынке велась бухгалтерия, ежедневно бригадам выдавалось по 700 рублей для “раскрутки” “лохов”. В бригаде были четко распределены роли: “дарщик” выдавал прохожему на рынке, попавшему в поле зрения “лохотронщиков”, карточку бесплатной лотереи, “агент” рекламировал фирму, “низовая” вела игру (“Сегодня у нашей компании рекламная акция, мы проводим бесплатную лотерею, среди призов телевизор, стиральная машина и другая бытовая техника! Сотрите цифры на билетике┘”), “стрелок” (якобы такой же случайный прохожий) вступал в игру, когда “лоху” (так “лохотронщики” называли пострадавших) объявляли, что он выиграл приз. У “стрелка” тоже оказывался счастливый билет, причем на этот же самый приз, и тогда ведущая игры предлагала двум претендентам побороться за приз. После устраивался своеобразный аукцион: претенденты делали ставки ≈ по очереди отдавали в руки ведущей денежные суммы, каждый раз нужно было давать в два раза больше денег. Проигрывал тот, у кого раньше заканчивались деньги. Сделавший последнюю ставку получал приз и все деньги с “аукциона”. Естественно, у “стрелка” деньги никогда не заканчивались, ему всегда могли незаметно подсунуть деньги, даже из того же самого банка “аукциона”. Когда потерпевший, упустивший и деньги, и приз, начинал шуметь и пытаться силой вернуть свои деньги, в дело вступали “охранники”, придерживающие “лоха”, оттеснявшие его от группы, чтобы дать возможность другим игрокам смешаться с толпой. Затем за расстроенным “лохом” следовал “провожатый” на случай, если пострадавший пойдет в милицию, чтобы вовремя предупредить группу и на время покинуть рынок.

Всего на территории верхней части Заречного рынка с 1994 по 2000 год в “лохотроне” участвовали около 150 человек. В январе 2000 года следственной частью главного следственного управления ГУВД области был произведен массовый арест “лохотронщиков” и возбуждено уголовное дело. Пострадавших по делу проходит 35 человек. На самом деле их было в десятки раз больше, просто далеко не все обращались в милицию. Среди пострадавших пенсионеры, жители деревень, приехавшие на рынок в Челябинск за покупками. Но есть среди пострадавших и состоятельные люди, занимающие солидные должности, имеющие высшее образование. Самая крупная из проигранных сумм, фигурирующих в деле, ≈ 2 тысячи долларов и 8 тысяч рублей (проиграла начальник отдела кадров одной из челябинских организаций), около 40 тысяч рублей проиграла сотрудница банка, один предприниматель проиграл 1400 долларов и 2400 рублей.

В суде слушания начались 18 сентября 2001 года. Тогда дело состояло из 15 томов, сейчас оно составляет (с протоколом судебных заседаний) 20 томов. Многие из подсудимых на суде сменили показания, данные на предварительном следствии, ≈ стали занижать свою роль и заработанные суммы в надежде получить условное наказание.

В своем последнем слове в завершении судебных заседаний практически все подсудимые просили судебную коллегию не лишать их свободы, многие уповали на маленьких детей, которые останутся без родительского воспитания, на тяжелые болезни, а также на то, что участвуя в “лохотроне”, они не понимали, что совершают преступление. На сегодняшний день 10 человек находятся под стражей, остальным избрана мера пресечения ≈ подписка о невыезде. Мера пресечения Николаеву, Ореховой и Мамбетаевой была изменена судом в ходе судебного разбирательства ≈ с подписки о невыезде на содержание под стражей. Мотивирована эта мера тем, что в ГУВД области поступили сведения: эти трое под угрозой расправы оказывали воздействие на обвиняемых и свидетелей, принуждая их изменить признательные показания, данные ими в ходе расследования, об организаторской роли Николаева, Ореховой и Мамбетаевой, из-за чего некоторые обвиняемые боялись участвовать в судебных заседаниях, а свидетели и потерпевшие опасались за жизнь и здоровье своих близких.

Комментарии 0