Заброшенная территория, протянувшаяся от челябинского областного краеведческого музея до дворца спорта «Юность», называемая «Садом камней», продана. Застройщик, имя которого долгое время замалчивалось, уже получил разрешение на проведение земляных работ, устанавливает ограждение. Рабочий проект застройки уже рассматривается госэкспертизой. О том, что именно будет возведено в центре города на территории памятника археологии «Культурный слой города Челябинска 18-19 веков» на почти двух гектарах земли, ходят различные версии. Официальной версии – нет.
Заброшенная территория, протянувшаяся от челябинского областного краеведческого музея до дворца спорта «Юность», называемая «Садом камней», продана. Застройщик, имя которого долгое время замалчивалось, уже получил разрешение на проведение земляных работ, устанавливает ограждение. Рабочий проект застройки уже рассматривается госэкспертизой. О том, что именно будет возведено в центре города на территории памятника археологии «Культурный слой города Челябинска 18-19 веков» на почти двух гектарах земли, ходят различные версии. Официальной версии – нет.
Над проектом работали две проектные организации – «Челябгорпроект», выполнивший эскиз, и «Мир создания», автор рабочего проекта. Госэкспертиза уже выдала замечания по последнему проекту, они дорабатываются, и недели через две, как свидетельствует директор проектной фирмы «Мир создания» Ирина Тарасова, положительное заключение может быть получено. А там и рукой подать до получения разрешения на строительство. Но громкий по социальной значимости проект может наделать другого шуму, совсем не того, какого ожидают его авторы. И первые посылы уже есть.
К сожалению, новая жизнь «Сада камней» начинается с противостояния застройщика - «Стройзаказчика» - и челябинского археологического научного центра, который может выполнить обязательные для этой территории археологические изыскания. За свою работу сотрудники центра запросили три тысячи рублей за один квадратный метр. Руководство «Стройзаказчика» посчитало эту сумму необоснованно завышенной и вместо переговоров обратилось в ОБЭП.
Как сообщил корреспонденту «Урал-пресс-информ» заместитель директора археологического центра Гаяз Самигулов, застройщику была предоставлена смета реальных расходов, соответствующая действующему сборнику цен на научно-проектные работы и коэффициентам, ежегодно выставляемым министерством культуры РФ. «Все полагают, что археологам надо просто «раскопать» или «выкопать» участок, однако действительность сложнее», – заявляет Самигулов. Археологические работы можно производить только при наличии открытого листа, выданного Институтом археологии РАН.
Для проведения таких масштабных исследований, как на «Саде камней», необходимо значительное количество оборудования: шанцевого инструмента, современной техники (оптические приборы, компьютерное оборудование). Необходимо оплатить работу специалистов и рабочих. А площадь участка почти в два гектара подразумевает участие в работах не менее 120 человек. После полевого этапа начнется работа археологов, невидимая глазу горожан: получение информации из найденного во время раскопок материала, подготовка научного отчета по открытому листу, на что тоже требуются немалые средства, поскольку помимо научных сотрудников и лаборантов будут задействованы чертежники, художники, реставраторы и другие специалисты.
Убедившись в обоснованности сметы, ОБЭП снял свои претензии к археологическому центру, чего не скажешь про «Стройзаказчик». Как сообщает координатор проекта компании Сергей Кузнецов, теперь подано обращение в антимонопольный комитет.
Археологический научный центр Челябинска – не единственная организация, которая способна выполнить изыскания. Но, как выяснилось, не в случае с «Садом камней». Речь идет о колоссальном объеме работ и огромной площади. Только археологический центр обладает нужным числом сотрудников, хотя, как признался Гаяз Самигулов, раньше центру с такими площадями сталкиваться не приходилось. Другие археологические организации либо запрашивают цены в два-три раза выше, чем археологический центр Челябинска, либо отказываются от этой работы за неимением опыта.
Недоумение сотрудников центра по поводу действий застройщика, которые директор центра Сергей Боталов назвал «тихой возней», объясняется еще и тем, что три тысячи за один квадратный метр берутся не по всей территории «Сада камней». В прежние века застройка здесь шла неравномерно, поэтому весь участок можно разделить на мыс (ближе к проезжей части на улице Труда и к краеведческому музею) и заболоченную часть. Мыс застраивался в середине 18 века, а низина – немного позже. Причем земля здесь – как слоеный пирог, поскольку прибрежная часть использовалась предками для складирования навоза. Центр запросил три тысячи за один «квадрат» только на территории мыса, которая составляет порядка четырех тысяч квадратных метров. Археологические изыскания на оставшейся территории будут стоить в три раза дешевле.
Попытками сбить цену «Стройзаказчик» ставит сам себе палки в колеса: до завершения археологических изысканий на территории памятника археологии никакого строительства быть не может. А на подготовительные работы к раскопкам, по свидетельствам археологов, уйдет не менее двух-трех месяцев. Найти на этом участке можно челябинские улицы прошлых веков: Пермскую и Проточную. Но интересно больше, что в результате останется здесь от современной улицы Труда.
По информации проектировщиков, на территории от краеведческого музея до «Юности» будет размещено шесть объектов малой этажности для торговли, кафе и выставочных залов. Зеленые насаждения и пришедший ныне в запустение геологический музей под открытым небом (сам «Сад камней») будут сохранены, как и естественный ландшафт территории. Вдоль набережной здесь будет организована пешеходная зона и места для отдыха. Запланирована и аллея славы наших земляков. Странным образом в эту идиллию затесалась гигантская парковка, которая займет всю подземную площадь северной половины «Сада камней». Негативный отпечаток накладывает и то, что по проекту площадь застройки «залезла» на территорию краеведческого музея.
Челябинские археологи склонны не доверять этой информации, и на это у них есть причины. По предоставленному им проекту как вводной части для археологических изысканий, видно, что вскрыта будет вся северная часть территории сада камней. Все два гектара превратятся в огромный котлован, а значит, никакого сохранения ни зеленых насаждений, ни завезенных ко Дню города 1986 года для музея под открытым небом камней быть не может.
По некоторым версиям, на месте «Сада камней» будет построен очередной развлекательный центр. В Челябинске известно немало случаев, когда при наличии разрешения на строительство одного объекта возводился совсем другой. Когда в процессе возведения застройщики самовольно меняли этажность, занимали лишние площади. Другое дело, что такие объекты получают серьезные препятствия при вводе в эксплуатацию. Но препятствия эти вполне устранимы, если застройщик – протеже администрации Юревича.
В этой связи следует обратиться к репутации застройщика «Сада камней». «Стройзаказчик» в строительной сфере Челябинска до настоящего момента ни чем не отличился, кроме возведения непонятного значения металлического каркаса возле «Челябинск-сити» на Кировке. Невольно возникает вопрос, как неизвестная компания, данных о которой даже нет в управлении архитектурно-строительного надзора Челябинска, смогла получить огромный землеотвод в самом центре города? И если это действительно протеже главы Челябинска, возникают вполне оправданные сомнения, что сможет ли компания ограничиться небольшими объектами.
Ведь за все время мэрства Михаила Юревича в Челябинске возводились только высокие, огромные здания.
План зонирования котлована предоставлен археологическим научным центром