Яндекс.Метрика
  • Крупным планом

Депутат Головлев унес в могилу тайну пропавших бюджетных денег



Фото Депутат Головлев унес в могилу тайну пропавших бюджетных денег

Многотомное "дело Головлева" на этой неделе может быть передано в суд. Претензии прокуратуры к группе чиновников выражаются в миллиардах рублей. Пострадали сотни тысяч человек, десятки предприятий. Обвиняемым грозит по восемь лет. Но главного лица на скамье подсудимых не будет.

Владимир Головлев, бессменный депутат Госдумы с 1993 года, сопредседатель движения "Либеральная Россия", бывший глава комитета по управлению государственным имуществом Челябинской области (КУГИ) застрелен 21 августа в Москве неизвестно кем и непонятно за что. Отвечать за его приватизационные опыты придется рядовым исполнителям, в утешение получившим возможность все валить на покойника. Но если даже миллиардные мошенничества будут подтверждены судом, деньги, похоже, вернуть не удастся. Формальное торжество справедливости - все, на что оказалась способна наша юстиция.

Чиновники в Челябинской области действовали дерзко и настойчиво. Объектом их атаки оказался трехпроцентный пакет акций Магнитогорского металлургического комбината (ММК).

В 1996 году круг подозреваемых достиг 20 человек. Вскрылись новые эпизоды. Получены первые показания на Владимира Головлева как неформального лидера группы. Но к тому времени он уже заседал в Госдуме второй срок. На протяжении шести лет депутат для сыщиков был недоступен: согласие на привлечение Головлева к уголовной ответственности Дума дала только в ноябре 2001 года, но арестовать его не разрешила. Предварительное следствие завершено в январе 2002-го. Кроме злоупотребления служебным положением, в деле фигурирует мошенничество и взяточничество в крупном размере. Обвинение предъявлено шестерым: председателю областного КУГИ, сменившей на этом посту Головлева после его избрания в Думу, двум сотрудникам комитета и уже упоминавшимся чиновникам отделения РФФИ. В отношении Головлева уголовное преследование прекращено сразу после его смерти. Другой ключевой фигурант, председатель совета директоров ЧОИК и ЧИФ СЗН и, по неофициальной информации, "казначей" группы Александр Дудин, объявлен в федеральный розыск. Следователи говорят, что он скрывается за границей.

Как такое вообще возможно? Чтобы государственные чиновники пять лет творили все, что вздумается, на глазах местных депутатов, глав администраций, милиционеров, чекистов и советников юстиции всех классов?

- Вспомните, какое время было, - говорит Геннадий Лихачев, прокурор Челябинской области в самую горячую пору передела собственности, с 1991 по 1997 год. - Одни кричали, что реформы приведут к разрухе, другие - что без реформ страна погибнет. Законов по приватизации никто толком не знал. Областная прокуратура раньше всех разобралась в сути нового законодательства, увидела его изъяны. Раньше всех правоохранительных органов - но позже Головлева. Умного, талантливого и образованного человека, сумевшего в этой неразберихе нащупать рыночные механизмы и умело ими воспользоваться. А что касается местной власти... Вот заседает областной совет - 300 депутатов, которые, включая председателя, ничего не соображают в этой приватизации. Что Головлев им на уши навешает, то они и проголосуют.

- Покойный был жуликом?

- Не знаю. До комитета-то он мелким клерком работал, там себя жуликом не проявишь. Недооценил я его.

Головлев манипулировал не только депутатами, но и директорами предприятий. По словам одного из них, свидетеля по уголовному делу, Головлев убеждал его так:

- Хотите приватизироваться, передайте в наш инвестиционный фонд 10 процентов ваших акций. Не хотите передавать - не надо. Мы вас и так приватизируем, это наша работа. Только вам долго ждать придется. Очередь на разгосударствление лет на 10.

Таким образом в подконтрольный Головлеву фонд попали акции 89 предприятий области. Впоследствии бумаги за бесценок скупались "своими" фирмами и продавались на вторичном рынке уже за настоящую цену.

Частные люди тоже верили чековому фонду с благородным названием и мутным статусом. Чековый инвестиционный фонд социальной защиты населения мимикрировал под государственную структуру, хотя фактически являлся акционерным обществом, по долгам которого государство, как известно, не отвечает. 250 тысяч человек вложили в головлевский ЧИФ свои ваучеры.

Кроме того, Головлев использовал свой пост для политической карьеры. Олицетворяя собой рыночные реформы, новую генерацию молодых и образованных управленцев, он успешно переизбирался в Думу.

Бывший (с 1992-го по 2001-й) начальник отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры Челябинской области Анатолий Гасников, курировавший дело группы Головлева, считает, что депутата погубила его собственная непорядочность:

- В жульнической среде есть термин - кидала. Так называют бессовестных людей, которые никого, кроме себя, не видят. Мне кажется, Владимир Иванович относился к этому типу. Он обманывал директоров, бросил на произвол судьбы своих бывших сотрудников. Возможно, еще кого-нибудь кинул.

Бывший прокурор Лихачев уверен, что никакой политики в убийстве Головлева нет. А причина в том, что депутат с кем-то что-то из нажитого не поделил.

Нынешний прокурор области Анатолий Брагин оценивает состояние Головлева минимум в 100 миллионов долларов. Он же говорит, что на личных счетах депутата, которые удалось обнаружить в ходе следствия, денег нет.

Возможно, талантливый и отчаянный экономист оказался неумелым миллионером и доверил управление своими средствами не тем людям. Которые, подозревая шефа в склонности к предательству и понимая, что в челябинском централе следователи его запросто сломают, взяли и застрелили Головлева. Подальше от греха. А его деньги поделили.

* * *

Со дня смерти Головлева прошло почти полтора месяца. Ни один московский сыщик в Челябинске так и не появился. Так нынче расследуют убийства.

Но поиск отмытых капиталов идет полным ходом. Полгода назад с Кипра пришел ответ на запрос Челябинской прокуратуры. Полтора тома.

- Ценная информация? - cпрашиваю у следователя.

- Пока не знаю. Переводим с греческого.

Комментарии 0