Яндекс.Метрика

Элита Челябинской области в проекте ТОП-50 после выборов

Фото Элита Челябинской области в проекте ТОП-50 после выборов

Уходящий год продемонстрировал фундаментальные изменения в политическом и элитном пространстве России. Ход избирательной кампании по выборам в Государственную Думу предметно показал, что 90-е годы уходят безвозвратно. Перемены коснутся и регионов. Причем гораздо в большей степени, чем это было принято до сих пор.

Прежде всего, изменился сам принцип политической организации общества: отныне «одиночки», пусть даже обладающие внушительным капиталом и связями во властных и силовых структурах, уже не смогут быть столь успешными на выборах, как это было совсем недавно.

Рейтинги влияния представителей региональной элиты – это тот самый «барометр», который позволяет прогнозировать кратко, и среднесрочные перспективы развития в этом плане.

Проект ТОП-50: «Самые влиятельные люди Челябинской области», который реализует Уральский Аналитический Центр с лета 2006 года, наглядно иллюстрирует обозначенные общефедеральные тенденции.

Первые результаты проекта ТОП-50 были представлены общественности УрАЦ в июне 2006 года. В тот год было проведено две волны исследования. Обнародование результатов вызвало большой интерес как среди СМИ, так и среди самих участников ТОПа.

С началом реализации проекта «Элита Челябинской области 2007-2010», который УрАЦ делает совместно с Агентством профессиональных коммуникаций, «голые» цифры социологических замеров начали «обрастать» конкретным содержанием, что было замечено не только в нашей области, но и в экспертном сообществе на федеральном уровне.

В 2007 году «ТОП-50» начал выполняться по обновленной адаптированной методике, ориентированной на выявление именно политической составляющей влияния челябинских VIP, что является наиболее актуальным в преддверии избирательных кампаний 2007 и 2008 годов.

Сопоставление результатов замеров рейтингов влияния с исследованием «СоPRано» дало возможность оценить объективность данных, полученных южноуральскими социологами.

Оказалось, что не только состав, но и взаиморасположение участников ТОП-50 относительно друг друга далеко не случайны. На протяжении трех волн в ТОПе фигурировало 53 персоны (в итоговый ТОП-2007 не попали К. Бочкарев, В. Дубровский и В. Субботин).

Из наиболее влиятельных персон, представленных в рейтинге, большая часть – чиновники и руководители органов власти и силовых структур, в основном регионального уровня. «Муниципалов» за все это время «засветилось» всего пятеро, и четверо из них представляют Челябинск: это глава города и его заместители. Из остальных городов области в рейтинге представлен только глава Магнитогорска.

Около половины участников рейтинга – собственники и топ-менеджеры бизнес-структур. Показательно, что тринадцать из них не просто представляют крупный бизнес, а входят в руководство своеобразного «клуба олигархов» - Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области. При этом подавляющее большинство бизнесменов, вошедших в ТОП-50, являются депутатами разного уровня – Совета Федерации, Государственной Думы, Законодательного Собрания и Думы областного центра.

Компанию чиновников и бизнесменов «разбавили» всего трое «посторонних» - два руководящих работника высшего образования и олимпийская чемпионка по биатлону. И те, собственно, вошли в рейтинг скорее благодаря своим депутатским мандатам: В. Романов заседает в областном парламенте, а его недавняя «коллега», олимпийская чемпионка по биатлону С. Ишмуратова, как и неизменный лидер южноуральских коммунистов П. Свечников – в Государственной Думе.

В сравнении с другими регионами, где регулярно публикуются подобные рейтинги, в южноуральском ТОПе бросается в глаза отсутствие представителей профсоюзов, Общественной палаты и средств массовой информации. Даже в числе тех, кто назывался экспертами, но не вошел в ТОП-50, «чистых» представителей гражданского общества единицы, и находятся они в самом конце списка.

Еще одной характерной особенностью южноуральской элиты до самого недавнего времени являлась ее ригидность по отношению к текущей политической конъюнктуре. Так, первые пятнадцать позиций рейтинга в целом демонстрировали редкую стабильность: изменения, произошедшие в верхней части списка на протяжении года были незначительны и носили ситуативный характер. Исключение (А. Аристов) лишь подтверждает правило, так как оно явилось результатом глубинных «подвижек» в политике на федеральном уровне.

В преддверии нового года принято подводить итоги уходящего. Сравнение рейтингов политического влияния в этом смысле – тоже своеобразное подведение итогов.

Первая волна ТОП-50 (март 2007 года) не принесла особых сенсаций. Из неожиданностей можно выделить лишь достаточно низкое место депутата ГД РФ В. Гартунга, а так же попадание в ТОП на достаточно высокое 37 место нового руководителя администрации губернатора Челябинской области В. Субботина, который сменил на этой должности К. Бочкарева. Стоит отметить, что в марте эксперты выдали В. Субботину некий аванс, который, как оказалось, он не смог оправдать и уже в июле покинул 50 самых влиятельных людей региона. Кроме того, в рейтинг попали депутат ЗСО области, собственник Саткинского «Магнезита» С. Коростелев, лидер ЧРО РПП В. Дубровский, а также «вечный» председатель областной организации КПРФ П. Свечников – эти персоны не были представлены ни в одном из ТОПов 2006 года.

Главной сенсацией второй волны (июль 2007 года) стал взлет В. Гартунга, который на фоне приезда спикера Совета Федерации РФ С. Миронова, который уж очень откровенно рекламировал Валерия Карловича в качестве лидера регионального списка «Справедливой России», поднялся на 23 строчки – с 46-го места на 23-е. Стоит отметить, что к этому времени от такого яркого политического бойца, как Гартунг, эксперты уже давно ожидали активизации. И он оправдал ожидания: в тот момент увеличение его влияния на избирательные процессы, принятие решений и урегулирование конфликтов, а также – воздействие на СМИ, было отчетливо зримым даже его недоброжелателями.

Еще одной сенсацией июля стал рост влияния С. Коростелева (+ 7 строчек, с 38 на 31 место), который имел в то время реальный шанс попасть на «проходное» место в региональный список кандидатов на выборы в Государственную Думу от партии «Единая Россия».

Кроме того, следует отметить и июльских «новичков» рейтинга – депутата ГД РФ Г. Лазарева и депутатов ЗСО С. Ишмуратовой и К. Струкова. Все они также имели неплохие шансы попасть в итоговый список «партии власти» от Челябинской области. Отметим, что ожидания экспертов не сбылись только в последнем случае.

Что касается неудачников июльского рейтинга, то ими стали действующие депутаты ГД РФ, которые либо самостоятельно отказались от борьбы за места в южноуральском списке ЕдРа, либо вытесненные оттуда усилиями областных властей – П. Крашенинников (-8), Д. Еремин (-6) и М. Гришанков (-4).

Не выглядело тогда странным и «выпадение» из ТОП-50 наиболее вероятного кандидата от ЛДПР – О. Колесникова: его выдвижение даже в случае успеха вряд ли могло оказать серьезное воздействие на региональную политику (сегодняшние оценки экспертов пока не опровергают этот вывод). Еще более логичным смотрелся вылет из рейтинга В. Дубровского, отошедшего на второй план в руководстве «эсеров». А в том, что касается еще одного «неудачника» - В. Субботина, можно уверенно говорить о том, что его присутствие в мартовском рейтинге объяснялось скорее политическим затишьем.

Вряд ли стоит напоминать о том, что все крупные изменения третьей волны проекта (октябрь 2007 года) стали итогами состоявшегося в Москве съезда «Единой России», на котором Президент РФ В. Путин согласился возглавить список этой партии на выборах. Самым значимым для рейтинга стал выход из первой десятки наиболее влиятельных людей А. Аристова («падение» с 5/6 на 11-е место) – как результат того, что его не включили в итоговый список ЕР. При этом эксперты отметили снижение не только личного рейтинга Александра Михайловича, но и всех представителей группы «АРИАНТ-МИЗАР»: С. Мительмана (-2/3), В. Рыльских (-1). Надо полагать, что снижение рейтинга В. Чернобровина (-2) также связано с падением влияния данной группы – в глазах многих экспертов он до сих пор является ее членом.

Наибольшее снижение рейтинга в октябре 2007 года отмечено у депутата Законодательного собрания Челябинской области С. Коростелева (-9). По итогам двух предыдущих опросов «Топ-50» можно отметить, что его рейтинг был жестко связан с возможным и желательным для областной власти вхождением в список «Единой России». Итоговая неудача владельца «Магнезита», наряду со скандальным включением в областной список «единороссов» никому на Южном Урале неизвестного москвича Максима Мищенко, стала «холодным душем» как для команды губернатора, так и для наблюдателей.

Октябрьский рейтинг зафиксировал дальнейшее падение влияния целой группы депутатов Государственной Думы от Челябинской области, не попавших в список «партии власти» от области, но зарезервировавших себе место в других региональных списках «Единой России» – М. Гришанкова (-7), П. Крашенинникова (-5), Д. Еремина (-1).

С другой стороны, были и несомненные фавориты месяца. Стоит отметить вхождение в первую десятку депутата Государственной думы В. Панова (+2/3). Все остальные представители региональной элиты, попавшие в список «Единой России», тоже значительно улучшили свои позиции в рейтинге: Г. Лазарев (+8), Д. Вяткин и А. Берестов (+5). Оглашение официального списка «Справедливой России» не оказало заметного влияния на рейтинг лидеров списка – В. Гартунга (+3), А. Никитина (+2), Е. Рогозы (-1/0). Зато оглашение списков других партий вернуло в список лидера одного из списков ЛДПР в области О. Колесникова и улучшило рейтинг лидера коммунистов П. Свечникова (+3)…

Сегодня результаты выборов в Государственную Думу известны. Однако насколько реально они повлияют на позиции участников ТОП-50, говорить еще преждевременно. Подавляющее большинство экспертов пока воздерживается от оценок изменения влиятельности того или иного участника ТОП-50. Именно поэтому в декабре очередной замер не производился.

Однако уже сейчас ясно проглядывается перспектива усиления влияния политических партий как институций в среднесрочной перспективе. Уже октябрьские довыборы в Законодательное Собрание области послужат своеобразным «полигоном» для обкатки новых политических технологий продвижения во власть. Еще более захватывающим действом станут выборы в органы местного самоуправления, которые пройдут в области в течение 2009 и 2010 годов.

Комментарии 0