Яндекс.Метрика
  • Крупным планом

Где она – <b>карикатура?</b>

Фото Где она – &lt;b&gt;карикатура?&lt;/b&gt;

Из поездки на традиционную Первоапрельскую выставку карикатуры вернулся известный художник-карикатурист Николай Чернышев, лауреат различных международных выставок плаката, карикатур и коллажа в России, Японии, США, Германии, Великобритании, Италии, Бельгии и так далее. Член Союза художников ЮНЕСКО, лауреат премии «Комсомольской правды». По его инициативе в Снежинске создан клуб карикатуристов «Клюква». Раньше он жил в Снежинске, но сейчас меняет прописку на озерскую. Вернулся Николай с выставки воодушевленный увиденным. И с желанием еще плодотворнее работать. Кстати сказать, одна из работ Николая удостоена грамотой организаторов фестиваля карикатуры. Николая Чернышева я знаю давно, так давно, что позволю в интервью обращаться к нему на «ты».

Как ты попал на фестиваль и как добирался?

- Пришел вызов из Государственного центрального музея современной истории России. Представлял я не только собственное творчество, но и работы известного снежинского клуба карикатуристов «Клюква». Я получил приглашение, как лауреат премии Олега Тесслера – знаменитого карикатуриста, который прославился карикатурой «стрип», то есть карикатурой-комиксом – безвременно ушедшего от нас. А добирался обыкновенным поездом, благодаря замечательной организации, которая называется Фондом «Защита и безопасность» и главе города Озерска Владимиру Малкову. Всем, всем, всем, спасибо за эту помощь! Иначе бы поездка не состоялась, и я многое не взял бы для себя не только в творческой деятельности, но в развитии творчества (имеется в виду творчества карикатуры – корр.) в городе Озерске.

- Если уж ты заговорил о творчестве, тогда вопрос: «Где проходила эта выставка, и кто участвовал?».

- Участвовали все страны так называемого Содружества: Украина, Грузия и так далее, в том числе и Россия, естественно. Выставка проходила как раз в этом музее современной истории России, на улице Делегатской, возле Садового кольца. Все действо проходило 1 апреля. Нас даже снимала телевизионная группа канала «Культура», выступали известные карикатуристы, да и я делился опытом. Рассказывал о своем клубе «Клюква», как я работал со своими ребятами. Провел и небольшой брифинг с молодыми карикатуристами, где выступал не только я, но и монстры советской и российской карикатуры Михаил Златковский, Сергей Тюнин. Корифеи юмористического пера, высокого, мирового масштаба. Причем, я хотел бы сказать, что Михаил Златковский держит на протяжении пятнадцати-двадцати лет самый высокий рейтинг в мире именно карикатуриста. Вот он, кстати, выступал с программой, что карикатура – это не только рисунок, а это концептуальный рисунок, который дает действо во всем – в любом жанре искусства, например, в постановке театра, режиссуре спектакля. Возьмите новый спектакль Михаила Шемякина «Щелкунчик», ведь маски многих персонажей выполнены именно в жанре карикатуры, гротеска.

Из рисунка можно сделать кинокомедию, трагикомедию. То есть художник-карикатурист – это не просто, по словам Михаила Златковского, человек, который нарисовал смешной рисунок, а это именно концепция образа. Он выступил перед аудиторией просто прекрасно, и многие его мысли я просто законспектировал.

- Это был конгресс, не выставка, то есть не было каких-то конкретных этапов. Не подводились первые-третьи места. Как бы обмен опытом, встречи, знакомства или я ошибаюсь?

- Не совсем. Конечно, не было награждений за первое-третье места, как ты сказал, но соревновательность присутствовала. Дело в том, что уже третий год присуждается премия Олега Тесслера, мы о нем уже говорили. Ее вручает вдова Тесслера Ольга. Она пришла в зал вместе с дочкой Полиной и вручила премию новому человеку. В прошлом году лауреатами были мы – клуб «Клюква». А в этом году Ольга вручила премию художнику из Пензенской области Юрию Самарину. В денежном эквиваленте она небольшая – всего шесть тысяч рублей, с учетом инфляции премия, естественно, пополняется, но она престижная.

Отмечали работы и других карикатуристов, дипломами награждал Музей современного искусства. Отметили москвича Новикова, отметили мою деятельность, но уже не как президента «Клюквы», а отдельно за карикатуру . А еще организаторы выставки подготовили каталог с работами карикатуристов, где собрали рисунки в очень большом объеме. Он так и называется «300 лучших карикатур». По поводу подведения рейтингов я бы хотел сказать, что Россия стала уступать свои позиции. Посмотрели на участие российских художников в международных выставках, посмотрели какие работы художников, публикуют периодические издания, и на первое место выдвинули художников Украины. Ребята работают очень интересные: первым я бы назвал Виктора Балабаса из Крыма, который оформляет «Комсомольскую правду». Валентина Дружинина, приехавшего из Запорожья буквально недавно. С год он уже оформляет «Комсомолку» и другие издания. Затем – Сергей Савилов из Донецка. Перечислять бессмысленно, скоро все российские газеты будут оформлять одни украинцы.

- А с чем это связано, ведь вы рассуждали в кулуарах, когда речь шла именно об украинской карикатуре?

- Связано это, конечно, с презренным металлом, который называется «деньги». На Украине шаржем и карикатурой не заработаешь. Как и в Узбекистане, откуда приехал Алексей Маркелов. Там нет человеческих условий для достойной жизни. Москва же дает шанс, деньги.

- Тогда получается, что российский художник объелся, обпился и разжирел, и мысли у него плавятся только от жира, а не от избытка эмоций…

- Нет. Скорее всего, даже не от этого. Идет отупение нации. От засилья американизированной продукции, культуры. Нас на протяжении почти двадцати лет пичкают боевиками, ужасами и эротикой. Крен какой-то вот, сильный. Сейчас вроде бы и свобода слова, и печати, и демократия. Пожалуйста, делай рисунок, работай, но где она – карикатура? Когда был «совок», всяческие запреты, карикатура была намного интереснее, острее. Философичнее, зубастее, тоньше смешнее. А сейчас она… Вот взять украинцев… Намного стала интереснее турецкая карикатура, китайская. Меняются времена, меняется общество – меняемся и мы, творчество. Идет такой процесс.

Исходя из слов Николая, я вывел для себя одну аксиому. Впрочем, не претендую на первенство в выводах. Чем закрытее общество, чем тоталитарнее режим, тем раскрепощеннее и острее мысль художника (имеется в виду не только изобразительное искусство). Он более свободен в своих помыслах, своем творчестве.

- Мы заговорили о местничестве, о национальности карикатуры. А кем был представлен Урал?

- Я слежу за творчеством екатеринбуржцев. Очень нравятся работы Максима Смагина, он выделяется из всех – очень хорошо и остро рисует. Евгений Скаридов, Николай Крутиков, Сергей Айнутдинов – у них даже были свои стенды на выставке. Челябинск не был представлен ни кем. Здесь карикатуристы работают чисто для заработка. И Виктор Федоров работает только на гонорар, то есть в выставочной деятельности Виктор Михайлович не участвует. И это его право. И пусть он не обижается на мои искренние слова. Челябинскую область представлял клуб карикатуристов «Клюква». На выставке были представлены работы снежинских карикатуристов, как детей, так и взрослых (15 рисунков).

- С твоим переездом в Озерск, не распадется ли клуб «Клюква», который ты долгие годы пестовал? И каковы твои задумки на новом месте жительства? Организовывать такой же клуб или же уйти на покой?

- По поводу снежинского клуба. К нему не зарастет народная тропа… Дело в том, что клуб находится в надежных руках. Есть преемник – Михаил Федорович Чернышев, мой младший брат. Младше меня на 11 лет, молодой, сноровистый, поэтому я буду управлять им (клубом – корр.) из Озерска. Что касается Озерска и будущей моей жизни? Вроде бы договоренность есть, что меня принимают на работу – постучу по дереву на всякий случай – причем, буду работать с подрастающим поколением. Этой деятельностью и занимался, и именно с молодыми людьми.

На этом наш официально-дружеский диалог с Николаем прервался, и мы перешли к более прозаичным вещам – дегустации чипсов и пива. А в приватном разговоре я узнал от Николая, что он подготовил к печати, но не издал методическое пособие, которое называется «Уроки карикатуры». Естественно, ни на большой, да и на маленький тираж средств у Николая Чернышева нет. А как бы было здорово поучиться у корифея веселого шаржа, юмористического рисунка мастерству. Может быть, отзовутся спонсоры. Большой выручки от вложенных средств не обещается, но веселое настроение до конца жизни обеспечено. Я вас заверяю.

Комментарии 0