Яндекс.Метрика
  • Крупным планом

Грант для инвалида

Фото Грант для инвалида

В нашем классе учился мальчик, прикованный к инвалидной коляске. Учился — значит, числился, потому что на уроках он, конечно, не присутствовал, учителя приходили к нему домой. Но когда писали сочинение, нам всегда объявляли оценку и этого ученика. Она всегда была одна — «отлично». Он, действительно, учился отлично, а после школы хотел закончить и институт. Для этого пришлось писать письмо в Центральный комитет комсомола и оттуда в качестве исключения пришло разрешение...

С тех пор прошло много времени, но доступность высшего образования для людей с ограниченными возможностями до сих пор остается большой проблемой в нашей стране. По закону ребенок-инвалид имеет полное право поступить в высшее учебное заведение наравне со своими здоровыми сверстниками, даже на льготных условиях. На практике же то, что существует в теории, оказывается часто неосуществимым. Для обучения инвалидов в высших учебных заведениях необходимы специально оборудованные аудитории и подготовленные к работе с такими студентами преподаватели.

Отрадно, что в Челябинске эти проблемы успешно решаются в Челябинском государственном университете.

— Вряд ли кто-то станет возражать, что полноценное высшее профессиональное образование является мощным средством социальной защиты инвалида, повышения его социального статуса, — говорит Дарья Романенкова, начальник Регионального центра образования инвалидов ЧелГУ. — По данным министерства образования и науки РФ, трудовая занятость инвалидов составляет около пятнадцати процентов, а занятость инвалидов, имеющих высшее образование, — более шестидесяти процентов. Это способствует тому, что инвалиды вместо получателей пособий становятся полноправными членами общества, обеспечивая необходимый уровень жизни себе и своей семье.

Челябинская область одна из первых в России стала решать эту проблему. Челябинский государственный университет с 1992 года занимается обучением инвалидов. Тогда впервые 14 студентов, более половины из которых имели первую группу инвалидности, стали учиться на экономическом, юридическом и филологическом факультетах. Для них было организовано специальное обучение в малочисленных группах. Учебный процесс проходил в отдельном, расположенном вблизи общежития учебно-лабораторном корпусе университета, въезд на первый этаж которого оборудован пандусом. Впоследствии форма обучения была изменена в связи с очевидной изоляцией студентов-инвалидов от основной массы студенчества. На третьем курсе они примкнули к обычным группам, а во все последующие наборы инвалиды уже с первого курса начинали учиться в общих группах. Таким образом, в практику вуза вошло интегрированное обучение.

В настоящее время в ЧелГУ при поддержке правительства области создана уникальная для вузов России система доступности высшего образования для инвалидов. Сейчас здесь на всех факультетах учатся без малого двести студентов с ограниченными физическими возможностями. Различны формы их обучения: очная, заочная, дистанционная. За эти годы более ста сорока инвалидов стали дипломированными специалистами. Более 80 процентов работают в различных сферах: в законодательных и исполнительных органах власти, промышленных предприятиях, органах охраны и защиты прав, органах управления общественными организациями, сфере юриспруденции, сервиса, информационных технологий, финансово-экономической сфере, индивидуального предпринимательства, образовательных учреждениях и т.д. Часть выпускников продолжает свое обучение в магистратуре и аспирантуре ЧелГУ и других вузов.

В систему сопровождения учебы инвалидов в университете входит набор специальных технических средств, которые помогают обеспечить студентам комфортный учебный процесс.
Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в университете создана безбарьерная архитектурная среда: имеются подъездные пандусы, лифты, пандусы в переходах, специально оборудованные учебные места в первых рядах лекционных аудиторий, места общего пользования. Также созданы и работают тифлотехническая учебная аудитория (для студентов с нарушениями зрения) и сурдологическая учебная аудитория (для студентов с нарушениями слуха).

Три месяца назад Челябинский филиал банка «УРАЛСИБ» в рамках благотворительной программы «УРАЛСИБ — за равные возможности» при информационной поддержке челябинских СМИ провел творческий конкурс для молодых людей с ограниченными возможностями, целью которого было отобрать наиболее способных абитуриентов из числа инвалидов для учебы в челябинском университете. Итоги конкурса подведены — к поступлению в университет на разные факультеты готовятся 27 абитуриентов. Проведен также конкурс грантов среди студентов-инвалидов, обучающихся в ЧелГУ. В ноябре двадцать победителей конкурса пригласили в банк, где вручили дипломы стипендиатов банка.

— Наш банк всегда принимал участие в различных благотворительных акциях, — говорит управляющий Челябинским филиалом банка «УРАЛСИБ» Александр Киреев, — как правило, это была материальная помощь людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Конечно, основная наша забота — это дети. УРАЛСИБ помогает и детским домам и детским клиникам. Запущенный в этом году совместный с ЧелГУ проект «УРАЛСИБ – за равные возможности» важен для нас потому, что мы становимся соучастниками социально значимого процесса, а не просто благотворителями. Очень важно, чтобы каждый человек, независимо от состояния своего здоровья, имел реальную возможность стать полноправным членом общества, и мы готовы помогать детям с ограниченными возможностями получить достойное образование и хорошую профессию, что в дальнейшем поможет им приобрести материальную независимость, жизненную стойкости и стать активными и созидательными гражданами.

Комментарии 0