Яндекс.Метрика
  • Крупным планом
  • Губернатор и правительство Челябинской области

Оживут ли «запретки» в Челябинской области после 2016 года?

Фото Оживут ли «запретки» в Челябинской области после 2016 года?

В прошлом году был принят закон, предполагающий определенные льготы для территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭРов). Закрытые города Челябинской области должны были включиться в эту программу лишь после 2020 года, вслед за Дальним Востоком, однако при содействии региональных властей и руководства Росатома, «запретки» заживут по-новому уже в следующем году.

Судьба ЗАТО будет обсуждаться в Челябинске целых два дня – с 10 по 11 июня в рамках VIII форума-диалога «70 лет российскому атому. Национальный интерес, экология, безопасность». Во вступительном слове гендиректор Росатома Сергей Кириенко отчитался об итогах федеральной целевой программы ядерной безопасности. Точнее, о предварительных итогах. Это долгая работа, начатая в 2008 году, которая, наконец, приближается к финалу. В рамках программы, в частности, решена проблема с плотиной на реке Теча, от прорывов которой отходы разносились по 14-ти населенным пунктам. Расселены жители села Муслюмово, которые, наконец, получили денежные выплаты для того чтобы переехать в другую часть Челябинской области или даже за ее пределы. Дорабатывается программа по переработке жидких и твердых технических и высокоактивных отходов. Отдельный вопрос – озеро Карачай, которое на данный момент является большим очагом скопления радиоактивных отходов. Работа по перекрытию озера ведется уже давно. По словам Кириенко, осталось перекрыть 1,2 гектара.

«Эта целевая программа находится на контроле у заместителя губернатора Челябинской области Олега Климова, - рассказал вице-губернатор Руслан Гаттаров. - Были какие-то заминки по деньгам, с пролонгацией этой программы, но это было более полугода назад. Губернатор с Сергеем Кириенко обговаривал этот вопрос, после чего он был решен».

Как отметил ответственный секретарь общественного совета управления по работе с регионами госкорпорации «Росатом» Анатолий Назаров, предприятие впервые, по большому счету, отчитывается перед общественностью о реализации настолько важной федеральной целевой программы ядерной безопасности.

«Программа, которая завершается в этом году, посвящена тому, чтобы заниматься накопленными радиоактивными отходами, которые являются безусловной угрозой для экологии и безопасности жителей, - отметил Назаров. – Это первая новация. Вторая новация заключается в том, что сегодня есть очень актуальная тема, связанная с развитием наших закрытых городов. Эта тема связана с экономическим развитием. По большому счету, когда в городе есть одно градообразующее предприятие – это как одна нога, то есть ситуация достаточно неустойчивая. И когда наступает оптимизация на этом предприятии – появляется безработица, снижение налоговых отчислений и риски. На сегодняшний день таких рисков в Челябинской области для городов Росатома нет, но тем не менее мы считаем актуальным и важным сохранить тот накопленный опыт в ядерном оружейном комплексе, который у нас есть. И перенести его на создание гражданского сектора в закрытых городах, выстроить новые предприятия и производства прежде всего по импортозамещению. Это надо делать быстро, и мы готовы к этому».

Во время работы в Челябинске руководитель корпорации обсудил с Борисом Дубровским организационные моменты по  подготовке необходимых программ. «В первую очередь, речь идет о программе станкостроения, реализующейся в Снежинске. Она к тому же совпадает с программой развития станкостроительного кластера в Челябинской области, которую мы активно поддерживаем. Кроме того, это вопросы ядерной медицины – на Южном Урале накоплен уникальный опыт в данной отрасли. И программа развития информационных технологий, что особенно актуально в связи с ограничением поставок импортного программного обеспечения в Россию», – перечислил Кириенко.  

По словам Бориса Дубровского, вполне возможно, что список инициатив будет дополнен.  «Это далеко не весь перечень, у нас еще много идей. В наших закрытых территориях основной потенциал – это человек, наши люди способны решить любую задачу, им только нужно дать возможность и предоставить комфортные условия. И мы эту возможность им дадим, мы засучим рукава и к 2016 году войдем в систему опережающего развития в полной готовности», – заверил глава региона. Резиденты ТОСЭРов, которые запустят новые производства, получат такие преференции, как обнуление НДС, ЕСН, налога на прибыль и на имущество. Региональные власти уверены, что новый закон даст мощнейший импульс для прихода инвесторов в южноуральские «запретки».

«Первоначально ТОСЭРы разрабатывались как ТОРы (территории опережающего развития. – прим.авт.), - рассказал Руслан Гаттаров. - В свое время закрытые города Челябинской области получили особый статус, стали своеобразными оффшорами внутри страны, но это для некоторых ничем хорошим не закончилось. Стали говорить о том, что мы повторяем ошибку. Здесь принципиально другая ситуация: города не меняют статус – около них будет выделена отдельная территория. Обычно это «гринфилд», то есть чистое поле, куда будут подведены коммуникации и где резиденты этих ТОСЭРов могут построить новые предприятия. Эти высокотехнологичные предприятия создадут рабочие места, где будет работать тот человеческий потенциал, о котором сегодня говорил Борис Дубровский. Это, наверное, лучшие умы России».

Почему создание ТОСЭРов так важно именно для «запреток»? Загвоздка кроется в определенных трудностях, которые возникают у инвесторов, желающих вложить деньги в производство закрытых городов. Во-первых, это трудности с въездом и выездом (в ЗАТО существует контрольно-пропускной режим. – прим.авт.), высокий уровень зарплат у жителей, трудности работы в «закрытом» режиме. «Если там не будет каких-то серьезных экономических преференций, будет очень сложно привести туда инвестора, - добавляет Гаттаров. - Поэтому когда появилась идея ТОСЭРов, Росатом при поддержке губернатора Челябинской области, который мобилизовал на эту работу всех наших депутатов, подготовил документы, и закон был принят с учетом мнения Росатома. С 2016 года мы сможем начать пользоваться этой льготой. Это хорошая возможность для нас и для того, чтобы эти территории получили новый импульс развития».

Кстати, льготы довольно весомые. Речь идет о полном обнулении основных федеральных налогов НДС, ЕСН, ФНС, фактически обнуляется налог на прибыль. Это значительные преференции для тех резидентов, которые будут создавать там новые производства. Во главе предприятий будет стоять управляющая компания, которая, собственно, будет следить за исполнением закона на своей территории.

Кстати, Росатом свои предприятия-дочки в ТОСЭРах создавать не будет. «Сейчас мы говорим о станкостроительном кластере, о кластере ядерной медицины. Возможно, именно эти предприятия будут зарегистрированы в ТОСЭРах. К тому же мы думаем разместить там серьезные IT-компании», - добавил Руслан Гаттаров.

По мнению главного онколога Челябинской области Андрея Важенина, ядерная медицина - точка прорыва и роста. Именно в этой отрасли ожидаются самые большие успехи в области диагностики и лечения. «Больше нет другой сферы, где кроются такие потенциальные возможности, - рассказал он. - Ядерная медицина позволяет получать не только морфологическую картину пораженного органа, но и функцию. Допустим, вы смотрите на географическую карту – это, образно говоря, рентгеновский снимок, компьютерная томография. Когда спутниковый снимок циклонов накладывают на географическую карту – получается прогноз погоды. Вот именно так работает ядерная медицина, накладывая функцию на морфологию. Мы видим функцию органа, наложенную на конкретную анатомическую структуру. Я говорю о технологиях, по которым мы очень здорово в России отстали, но есть предпосылки к тому, что мы будем их наращивать».

По словам Важенина, Челябинская область – единственная, где функционирует сеть ПЭТ-центров (федеральная сеть центров ядерной медицины «ПЭТ-технолоджи», позитронно-эмиссионной томографии. - прим.авт.) в условиях практического здравоохранения. «Мы были первые, кто открыли ПЭТ вне центральных, федеральных НИИ, - отметил Важенин. - Сейчас наши коллеги из Уфы, Казани и Красноярска подтянулись – мы им помогали, но этого недостаточно. Второе потенциальное направление в ядерной медицине – лечебная ядерная медицина. Вы знаете, что сегодня лечить опухоли, лечить рак без лучевого метода абсолютно невозможно. Но при всех плюсах, имеющаяся сейчас аппаратура – почти вся импортного производства – не может решить все задачи. Есть достаточно большая группа опухолей, которые биологически не чувствительны к облучению, к фотонам. Вот здесь приходят на помощь протоны. Но это не медицинское оборудование. С 1999 года мы занимаемся нейтронной терапией на базе Снежинска. Там есть машина двойного использования, она в основном работает на оборонную тематику ядерно-оружейного комплекса, но и мы также используем ее возможности. Это не панацея, также как ПЭТ, это не способ для скрининговой диагностики (полная диагностика бессимптомных лиц, направленная на выявление заболеваний. – прим.авт.). Это уточняющая диагностика, один из видов лечения».

По мнению главного регионального онколога, протонная терапия может стать прорывом в российской и мировой радиологии. На данный момент Росатом располагает рядом технологий, которые в некотором смысле превосходят мировые аналоги. «Но вместе с этим существует достаточно косная бюрократическая система, затрудняющая лицензирование медицинской техники, - добавил Важенин. - Часто она абсурдная. Например, мы не имеем права по нашим законам передавать изотоп сторонним организациям. А для того чтобы залицензировать технологию, нужно получить подтверждение от нескольких организаций. Мы в этом плане очень надеемся на помощь Бориса Дубровского и Сергея Кириенко – если удастся эти барьеры сломать, перешагнуть или обойти, мы, не затрачивая ничего, получим совершенно иные перспективы».

Добавим, на VIII форум-диалог «70 лет российскому атому. Национальный интерес, экология, безопасность» приглашены более 200 человек. На площадках форума в течение двух дней будут обсуждаться важнейшие проблемы, связанные с деятельностью атомградов. Важнейшая тема – завершение программы по нейтрализации негативных экологических последствий работы ЗАТО, а также создание там ТОРов (территорий опережающего социально-экономического развития). Гости также обсудят одно из приоритетных направлений «запреток» - ядерную медицину.

Рабочий визит Сергей Кириенко продолжит в Снежинске, где проведет совещание по вопросам реализации мер господдержки ЗАТО в УрФО.

Комментарии 0
    Новости по теме Борис Дубровский