- Крупным планом
<b>Придется отдавать налоги местной власти.</b> Из выступления министра труда и социального развития РФ Александра Починка в Магнитогорске
Чтобы успешно решить проблемы развития городов с градообразующими предприятиями, мы должны радикально изменить распределение полномочий и ответственности и самое главное – обеспеченности финансовыми ресурсами между федеральным центром, субъектом федерации и местным самоуправлением.
Сделан очень правильный шаг: внесены два закона. Мы их готовили с удовольствием: они предполагают крайне серьезные изменения полномочий. Впервые настоящие серьезные полномочия появляются у муниципалитетов, впервые много их у субъектов федерации.
К субъектам федерации переходят тысячи учебных заведений, все детские садики, техникумы, огромное количество других объектов. Произойдет обмен собственностью. Вслед за этими двумя законами должны последовать еще два важнейших нормативных акта, касающиеся бюджета и налогов.
В рекомендациях участники конференции в Магнитогорске очень скромно записали: “...обеспечить фиксированные нормативы отчисления федеральных налогов, закрепляемых между региональными и местными бюджетами”. Я считаю, что все полномочия должны быть переданы с жестко закрепленными финансовыми источниками, и придется что-то из налогов реально отдавать на места.
Муниципалитеты должны реально получить из своих доходных источников минимум 700 млрд. рублей дополнительных средств. Иначе ничего не выстраивается. По-прежнему надеяться, что предприятия будут и дальше тащить на себе социальную сферу, не стоит. Нельзя строить жизнь городов в расчете на то, что опять город будет ходить к комбинату и просить, просить, просить. Должны быть хорошие закрепленные источники.
Более того. Есть совершенно убийственные цифры обязательств, которые не подкреплены финансовыми ресурсами. Если прикинуть, мы реально имеем сотни миллиардов непрофинансированных мандатов, и в целом по стране, если считать все законы, у нас набегает недостача трех триллионов в год. Только один закон о ветеранах недофинансирован на 800 миллиардов рублей. Так что если у городов не будет своих источников дохода, то получится лишь наведение глянца на очень нежизнеспособную поверхность.
Зарплата в металлургической отрасли относительно низка. Профсоюзы скажут: да, низкая; а работодатели возразят: нет, высокая, потому что мы больше не можем. И они действительно во многих случаях больше не могут. Но есть и другая деталь.
В городах с градообразующим предприятием при относительно высокой зарплате в металлургической отрасли, которая только немного выше средней по промышленности, зарплата бюджетников еще ниже. Налицо колоссальная социальная проблема — огромный диспаритет между зарплатами бюджетников и основной массы промышленных рабочих. Его нужно сокращать. В декабре 2001 года проведено довольно серьезное повышение зарплаты бюджетников в стране. Но даже после этого разница в оплате бюджетников и работников промышленности составила 61 процент, сейчас – 53 процента. Если не повышать зарплату бюджетников, то к концу года диспропорция составит уже 47 процентов.
На меня нападают: говорят, что не надо вводить новую систему оплаты труда, различные отраслевые сетки. Приходится возражать, что дело не в этом. Проблема в тех ресурсах, которые заложены в бюджетах. А в федеральном бюджете заложены деньги только на 33-процентный рост оплаты. Чтобы существенно изменить ситуацию, нужны финансовые ресурсы.
На деле весь ужас ситуации в том, что даже если мы находим деньги, чтобы на федеральном уровне профинансировать 50-процентное повышение зарплаты бюджетников, то около 40 субъектов федерации не вытянут даже 33-процентное. У них просто нет денег для этого. Если мы сейчас спросим любого из мэров крупных городов, что у него с бюджетом этого года и как он замечательно будет жить в следующем году, когда не будет налога с продаж и прочих других радостей, а потом скажем, что ему надо поднимать зарплату не на 50, а только на 30 процентов, он ответит, что ресурсов у него практически нет. Это означает, что на самом-то деле повышение зарплат бюджетников должно сопровождаться очень серьезными вливаниями из федерального бюджета в пользу субъекта федерации. Вокруг этого идет настоящая борьба, потому что цена вопроса – 120 миллиардов рублей.
Сегодня в России наберется много предприятий, где явно передерживают штат. Понятно, почему: чтобы не выкидывать человека на улицу и не лишать его источника существования. По этой причине вводили неполный рабочий день, отпуска по инициативе администрации, держали лишних людей.
Избыток рабочей силы в металлургии сегодня 150 тысяч человек. Наш прогноз: тысяч 40-45 уйдет до 2005 года. Не так это масштабно, как предполагалось. Сокращения численности можно достичь, если не принимать вновь приходящих.
Хорошо, если есть другие рабочие места. Вместе с Минэкономразвития мы ведем в стране мониторинг 123 сложных городов и поселков городского типа с моноструктурой. В их числе почти 30 металлургических, причем многие из них перспективы вообще не имеют. Вот почему в рекомендациях Всероссийской научно-практической конференции мне нравится пункт, в котором говорится о необходимости создания крупных промышленных групп. Вовсе не потому, что я патриот какого-то отдельного предприятия, которое должно “сожрать” все остальные. Просто нужно признать, что множество мелких металлургических предприятий оказываются нежизнеспособными.
Есть перечень городов, которые сами не выкарабкаются: у них сил не будет. И налицо проблема: как нам “переварить” эти маленькие города? Поэтому мы все время доказываем Минэкономразвития, что их проблемой надо заниматься. Нужны программы стимулирования для создания других предприятий, которые обеспечат занятость населения. Перспектива – только крупные компании. Мировой опыт показывает, что только они могут вести конкурентную борьбу. И как бы мы ни уважали маленькие, очень хорошие, симпатичные города, увы, они должны будут смириться с тем, что их предприятия либо будут входить в состав крупных групп, либо перепрофилируются. Другого пути нет. И более сложной проблемы пока нет.