Яндекс.Метрика
  • Крупным планом

Валенки

Фото Валенки

ЗИМА напомнила о себе первым снегом и ночными морозами. Настало время теплой обуви, которой рынок не обделен.

Ежегодно он предлагает несчетное количество новых моделей. Обновляется все, кроме валенок, которые столетиями не меняют формы и технологии. Они устояли во время массового сокращения овечьего поголовья, их не смогли потеснить вездесущие китайские обувные суррогаты. Валенки остаются единственным национальным изобретением, способными согреть человека в любые морозы.

Раньше они были основной зимней обувью. Для их производства использовали овечью шерсть. Только на юге Челябинской области поголовье насчитывало более двух миллионов голов. Шерсть шла не только на валенки. Основным потребителем была армия, которая одевала солдат в теплые мундиры из натуральных материалов. Излишки шерсти шли на производство валяной обуви, которое было организовано в каждом сельском районе. Сокращение Вооруженных Сил повлекло за собой массовую ликвидацию овечьего поголовья. Без сырья остановилось и производство валенок. Без работы остались пимокаты в Верхнеуральском, Кизильском, Нагайбакском районах. Производство валяной обуви удалось сохранить лишь в Магнитогорске и Агаповском районе. Причем, агаповский цех считается одним из ведущих в области. В нем ничего не изменилось со времени открытия. Старые надежные механизмы четверть века расчесывают шерсть, делают заготовки. Затем их моют, красят, паруют, насаживают на колодки и сушат.

– У нас, в основном, работают женщины, но на некоторых операциях, где валенки обретают форму, требуется большая физическая сила, – говорит директор ООО «Арго» Виктор Вавульский. – С полной нагрузкой начинаем работать с осени. В месяц выпускаем по 500–600 пар валенок для любого возраста. Особый спрос на детские валенки. В последнее время на нашу продукцию стали обращать внимание и взрослые, поступают заявки от предприятий. С весны работу приостанавливаем. Могли бы катать валенки и впрок, но для сохранения качества используем только осеннюю шерсть. В другое время года сырье не обладает необходимыми характеристиками. А качеством мы дорожим.

Зимой спрос намного превышает производственные возможности, но на объемы влияет недостаток сырья. Шерсть закупают в пригородных сельских районах, где на частном подворье еще сохранилось поголовье. Правда, больше для мясного производства, так как окончательно от баранины сельский житель не отказался.

– Когда на Аркаим приезжал Президент России Владимир Путин, мы угостили его бараниной в собственном соку, – говорит глава Кизильского района Александр Смирнов. – Это блюдо пришлось ему по вкусу. Баранину в наших краях умеют готовить почти в каждой семье. Поэтому на частном подворье сохранили овец, а шерсть и шкуры сдают на переработку. На селе все идет в дело, хотя качественная технология выделки овчины сохранилась только в Агаповке.

От выращивания овец на мясо зависит своеобразный баланс производства сырья и его переработки. Село никогда не произведет баранины больше, чем требуется для собственного потребления и реализации. Ради шерсти теперь овец не выращивают, так как это заведомо убыточно. Поэтому в цехе ориентируются на овечье поголовье у соседей. Около двадцати лет назад овчину выделывали почти в каждом районе области. Экспансия турецких дубленок разрушила местное производство, и агаповский цех – единственный в области, продолжающий выпуск шкур. Особой прибыли это не приносит, но цех без работы не остается.

– Можно было бы заняться более выгодным бизнесом, но тогда исчезнет уникальный народный промысел, – говорит Виктор Вавульский. – Разрушить его легко, восстановить – невозможно. Все это время мы работали с надеждой на возврат потребителя к натуральным материалам, и наши предположения начинают сбываться. Первым к нашей продукции вернулся сельчанин, который зимой без валенок за порог не выйдет. К тому же, сырье с сельского подворья нам сдают в обмен на готовую продукцию. С валенками не расстаются и по другой причине: натуральная шерсть не только греет, но и лечит. В городе без такой обуви не обходятся рыбаки и охотники, работники многих предприятий, которые в силу специфики трудятся вне теплых помещений.

Продукцией агаповского цеха заинтересовались директора «ММК-МЕТИЗ» Алексей Носов и Магнитогорского цементного завода Анатолий Гамей, которые приобрели изделия для своих работников. Заинтересованность в теплых натуральных вещах проявили и дорожники. Конечно, зимняя одежда китайского производства намного дешевле, но расплачиваться за нее приходится собственным здоровьем. Хотя цены на продукцию цеха довольно умеренны. Детские валенки здесь можно приобрести за 250–300 рублей, цена взрослой обуви доходит до 500 рублей. Значительную часть продукции закупают оптовики, которые реализуют ее на городском рынке по ценам в два раза выше отпускных.

Сейчас цех работает с оптимальной нагрузкой. Каждый день здесь производят до 25 пар валенок – это не так много для потребительского рынка. Но установленный в начале 80-х годов уровень превысить невозможно. В свое время было немало предложений поднять производительность труда, однако любое совершенствование технологии приводило к одинаковым результатам. Валенок выпускали больше, но ничего общего с ручной качественной работой они не имели. Вскоре от таких попыток отказались и сейчас продолжают делать теплую зимнюю обувь, как и много веков назад.

http://www.mmgazeta.ru

Комментарии 0