Яндекс.Метрика

Виктор Рашников: «Российские металлургические предприятия будут объединяться в альянсы»

Фото Виктор Рашников: «Российские металлургические предприятия будут объединяться в альянсы»

В последнее время вокруг крупнейшего предприятия УрФО √ Магнитогорского металлургического комбината √ возникло сразу несколько любопытных слухов. Все они связаны с вполне конкретными информационными поводами. Как только разгорелся конфликт между ММК и «Челябэнерго» заговорили о том, что металлурги будут снимать с должности главу Магнитогорска, избранного, кстати, менее года назад при поддержке того же комбината. Как только стало известно, что ММК и Северсталь совместно купили «Кузбассуголь», прошел слух о скором объединении этих предприятий. Кроме того, совсем недавно губернатор Челябинской области Петр Сумин на встрече тет-а-тет с Президентом Владимиром Путиным заявил о своем несогласии с желанием федерального правительства продать в следующем году 17-процентный пакет акций комбината, принадлежащий государству. Надо сказать, Петр Сумин весьма последовательно отстаивает свою точку зрения. Очевидно, это станет темой разговора губернатора и Президента в начале декабря в Лондоне, где пройдет презентация УрФО. Будет на этой презентации и руководство ММК. Какова его позиция по этому вопросу? На этот и другие вопросы генеральный директор ОАО «ММК» Виктор Рашников ответил в интервью корреспонденту Страны.Ru Виктору Белимову.

-Какова позиция менеджмента ММК по вопросу о возможности продажи 17-процентного госпакета акций вашего предприятия?

-Следует напомнить, что все обещания оставить пакет акций ОАО «ММК» в распоряжении государства ограничивались рамками 2000-го и 2001-го годов. Если даже Мингосимуществом принято решение о продаже 17-процентного пакета акций нашего комбината, это вовсе не означает, что ценные бумаги будут выставлены на торги буквально завтра. Надо иметь в виду, что без согласия президента госпакет ОАО «ММК» не может быть продан. Мне кажется, что окончательное решение о продаже госпакета акций нашего предприятия может быть принято не раньше января-февраля 2002 года. А если учитывать еще и время на подготовку торгов, то пройдет можно с уверенностью сказать, еще примерно полгода. То есть госпакет акций комбината реально может быть выставлен на торги примерно через год.
Что касается того, какими будут последствия этой продажи для нашего предприятия, то предсказать это очень трудно, если не сказать совсем невозможно. Можно лишь предположить, что борьба за обладание этим пакетом будет серьезная. Но для нас уже то хорошо, что о предстоящей продаже объявлено заранее и мы надеемся, что торги будут открытыми и все их участники окажутся в одинаковых условиях. Конечно, собственник в лице государства волен распоряжаться собственностью по своему усмотрению. Государству необходимо изыскать для решения своих проблем дополнительные средства, поэтому избран такой путь, для рыночных условий √ нормальный. Надо заметить, что ОАО «ММК» остается сегодня, пожалуй, единственным крупным металлургическим предприятием, весомый пакет акций которого в распоряжении государства. Наша позиция проста и очевидна: для нас крайне важно, чтобы госпакет был приобретен собственниками, заинтересованными в реализации программы технического и социального развития нашего предприятия и готовыми вкладывать в нее серьезные средства.

-Виктор Филиппович, на каких принципах ММК строит свои отношения с АО «Северсталь»?

-И раньше, и сейчас у нас было понимание того, что определенная координация и совместные действия "Северстали" и Магнитки позволят гораздо эффективней работать на рынке как внешнем, так и внутреннем. Однако с точки зрения того, как технически может произойти объединение двух предприятий, у нас пока нет определенности. Кроме того, мы понимаем, что у нас пока нет единого подхода в видении стратегического развития наших комбинатов.
Сейчас мы вкладываем деньги в предприятие, а "Северсталь" осуществляет довольно крупные приобретения. Команды с такими разными подходами срастись не могут, для этого нужно время. Прежде всего, надо разобраться и посмотреть, чья стратегия окажется более верной. После этого определить, возможно ли прийти к единому подходу в вопросе развития двух предприятий, и только затем принимать решение о дальнейшем взаимодействии. Сейчас очевидно, что российские металлургические предприятия будут объединяться в альянсы ≈ от этого не уйти. Однако таким большим и достаточно успешным предприятиям, как Магнитка, "Северсталь", Новолипецкий комбинат, решать вопросы объединения сложнее. Объединение крупных комбинатов произойдет, но когда именно, точно сказать не смогу. Ясно, что не в течение полугода-года. Чтобы создать альянс, недостаточно просто договориться об объединении, надо выработать единую стратегию.

-Какие предложения намерены сделать ММК и Северсталь другим собственникам «Кузбассугля» в преддверие общего собрания акционеров?

-Вместе с покупкой контрольного пакета акций «Кузбассугля» ММК и Северсталь взвали на свои плечи довольно тяжелую долговую ношу. На сегодняшний день суммарная задолженность угольной компании в бюджеты всех уровней превышает три миллиарда рублей. Прибыль же «Кузбассугля» невелика. Поэтому мы в своем совместном с Северсталью заявлении говорим о том, что такой груз долгов станет неподъемным без участия сильных акционеров, готовых поддержать компанию. Тем самым мы призываем к сотрудничеству других акционеров «Кузбассугля», от консолидированного имени которых выступает компания «Белон». Так же как и Северсталь, мы не видим препятствия для активного участия других акционеров в работе АО «Кузбассуголь». При этом речь идет не только о погашении долгов, но и о дальнейшей работе по подъему «Кузбассугля».

-Каким Вы видите механизм разрешения конфликта ММК и АО «Челябэнерго»?

-В течение дух лет городские организации копили долги за потребленные энергоресурсы. При этом комбинат исправно платил “Челябэнерго” за потребленную электроэнергию полным рублем, принимая на себя всю ответственность за Магнитогорский энергоузел. На начало года долги перед комбинатом различных городских организаций составляли 214 миллионов рублей, сейчас √ уже 318. Только «Горэлектросеть» на 1 ноября должна комбинату 110 миллионов рублей. Если бы долг был погашен, этого с лихвой бы хватило на платеж «Челябэнерго», а город не стоял на грани паралича. Главный источник проблемы √ должники, не платящие по счетам. Продолжать дальнейшее кредитование предприятий города в этой ситуации невозможно Неоднократно мы задавали вопрос о расчетах за энергоносители городу и его организациям. Еще летом текущего года мы обратились с предложением к «Челябэнерго»: комбинат готов полностью рассчитываться только за электроэнергию, потребленную ММК и его дочерними предприятиями. «Горэлектросеть», другие городские организации и предприятия-должники должны расплачиваться самостоятельно. Много раз вопрос по долгам муниципальных предприятий поднимали и депутаты Горсобрания, но очевидно, что конкретных дел пока нет. После наших неоднократных обращений и на основе распоряжения губернатора Челябинской области была создана рабочая группа, которая должна была рассмотреть вопрос по оплате нашего потребления. Распоряжение вышло 8 октября, но лишь несколько дней назад состоялась первая рабочая встреча. Руководство ММК, не желая оставаться заложником в сложившейся ситуации, на которого легко и удобно списать все чужие грехи, с первого января будущего года намерено перейти на раздельный договор по оплате энергопотребления предприятием и его «дочками».

-Как строятся ваши отношения с мэрией Магнитогорска и лично мэром?

-ОАО «ММК» является градообразующим предприятием, из налоговых отчислений комбината формируется подавляющая часть бюджета города Магнитогорска. В отношениях с администрацией города и лично с главой у ОАО «ММК» сложились деловые, конструктивные отношения. Мы реализуем совместно с администрацией города ряд социальных и экономических программ.

Комментарии 0