«Кармина Бурана» вновь на сцене Челябинского театра оперы и балета

Фото «Кармина Бурана» вновь на сцене Челябинского театра оперы и балета

Авторское определение жанра типично для Орфа: светские песни для певцов и хора в сопровождении инструментов с представлением на сцене. Источником вдохновения композитору послужил сборник стихов, найденный в 1803 году в баварском бенедиктинском монастыре Бойерн, известный как Carmina Burana. Это крупнейший в истории сборник поэзии вагантов (средневековых странствующих поэтов), составленный в Южной Германии в XIII веке и насчитывающий 315 текстов различного объёма, написанных на латинском языке, диалекте средненемецкого, со вставками старофранцузского языка.

Главной идеей всего литературного многообразия было то, что в мире нет ничего вечного, и человек со всеми своими маленькими радостями и печалями – лишь игрушка в руках капризной судьбы, символом непостоянства которой является вращающееся Колесо фортуны.

Из первоисточника Орф взял больше двадцати песен, смонтировал их и создал драматургическую композицию из трех частей: «Весна», «В таверне» и «О любви».

«Весна» – прославляет весеннюю природу, расцветающую под лучами Феба, и Флору, украшающую весь мир свежей зеленью. И Май песни приветствуют за то, что в людские сердца он вселяет любовь. И девушек, просящих странствующего торговца продать им румяна, чтобы парни их крепче любили.

«В таверне» – подвыпившие посетители таверны хвалят чревоугодие, поют о чувствах лебедя, попавшего в кастрюлю и жалующегося на превратности судьбы; кто-то высмеивает церковное пение, а с особой охотой все славят Бахуса, умножающего веселье людей. И, наконец, в третьей части звучат хвалебные песни в честь богини любви – Венеры.

Но наиболее известной является хоровая композиция «О, Фортуна», которая содержит музыкальное зерно всей кантаты с характерной для композитора мелодией, гармонией, фактурой – архаичной и завораживающей – и воплощает основную мысль – о всевластии судьбы. Она открывает и завершает произведение. Именно от нее зависят судьбы людей и богов.

«Произведение, как лакмусовая бумажка для артистов. Наша задача – донести до зрителя с помощью музыкального сопровождения сюжет произведения, – пояснила главный хормейстер Наталья Макарова. - Огромных усилий стоит хоровому коллективу исполнить драматургическую композицию в оригинальном стиле, без перевода, написанную на «вульгарной», не литературной латыни, старофранцузском, старобаварском. Мистические образы и настроения, навеянные величайшими музыкальными шедеврами «Кармина Бурана» особенно полюбились меломанам и молодежи, хотя возрастной предел отсутствовал. Премьеру спектакля приняли с восторгом!».

Дирижер спектакля - Евгений Волынский. Солисты - Лауреаты Международных конкурсов Сергей Гордеев, Александр Сильвестров; Павел Чикановский; Екатерина Бурцева и Екатерина Бычкова. Соло на фортепиано исполнят Лауреаты и дипломанты Международных и Всероссийских конкурсов Екатерина Симакова и Маргарита Чикановская.

Спектакли пройдут 28 ноября 2015 года и 16 января 2016 года в 18 часов.

Комментарии 0
    Новости по теме Челябинский театр оперы и балета