Яндекс.Метрика
  • Общество

Лизу лечат в Челябинске, Копейский центр реабилитации проверяют, его директору грозит увольнение

Евгения Александрова

В копейском реабилитационном центре для лиц с умственной отсталостью в Старокамышинске (Челябинская область), где почти год провела юная Лиза - тяжело больная девушка, вместе с двумя младшими сестрами находившаяся под опекой родной тети Натальи Галеевой, начата всесторонняя проверка. Директору социального учреждения может грозить увольнение.

Об этом сегодня, 13-го января, на пресс-конференции, посвященной судьбе двадцатилетней Лизы с диагнозом ДЦП и ее сестер 14-ти и 11-ти лет, изъятых у близкой родственницы органами опеки Сосновского района, заявила министр социальных отношений региона Ирина Буторина.

В реабилитационном центре свою старшую племянницу, в настоящее время находящуюся на лечении в отделении паллиативной медицинской помощи взрослому населению челябинской пятой городской больницы, Наталья Галеева навестила всего один раз - 30-го декабря ушедшего года (в учреждение Лиза поступила в феврале 2019-го). Женщина заявила общественности о том, что девушка находится в истощенном состоянии. Тетя обвинила персонал учреждения в ненадлежащем уходе за племянницей.

За время пребывания в центре реабилитации юная пациентка потеряла 700 граммов - при поступлении в него она весила 18 килограммов с небольшим.

Заведующая паллиативным отделением при ГКБ №5 Кира Маляр отметила, что для человека с такой патологией, как у Лизы, потеря массы тела ожидаема (это не означает, что ее не кормили: «Одно дело - положить еду в рот или желудок. Другое - чтобы организм мог переработать пищу и правильно усвоить ее. Лизин в полной мере не может», - заметила медик). Болезнь Лизы не стоит на месте, развивается - вес таких больных, как она, уменьшается с течением времени.

«Однако если вес стал уходить, в любом случае надо было разобраться: или это необратимые изменения, или те, что на данном этапе еще можно корректировать», - подчеркнула Кира Маляр.

По ее словам, у Лизы два тяжелейших врожденных заболевания, что привело к развитию у нее кахексии (крайнее истощение организма, характеризуемое в числе прочего экстремально низкой массой тела). Кроме того, девушка не может нормально глотать - во время глотания пища попадает не только в ее желудок, но и в дыхательные пути. У Лизы поражены головной мозг и опорно-двигательный аппарат (костно-мышечная система и соединительная ткань).

«Мы проводим ее углубленное обследование. Состояние ее здоровья очень тяжелое, Лиза - инвалид первой группы. За один день невозможно провести много манипуляций», - пояснила Кира Маляр.

Девушке, которая по своему развитию – как полугодовалый ребенок (она не говорит, но понимает, когда ее любят, когда хорошо к ней относятся, открывает глаза, фиксирует взгляд, мимикой показывает, нравится ли ей происходящее вокруг или нет), назначено внутривенное лечебное питание (сейчас ее понемножку пытаются кормить и через рот, чтобы оценить, насколько у Лизы выражен глотательный рефлекс), плановая медикаментозная терапия по основному заболеванию.

Кира Маляр заверила, что при лечении Лизы используется самое современное оборудование, она подключена к монитору контроля жизненных функций, который следит за ее пульсом, давлением, частотой дыхания и сердечных сокращений. Кроме того, применяется откашливатель - кашлять самостоятельно пациентка паллиативного отделения пятой горбольницы не может.

С самого момента поступления в лечебное учреждение с девушкой начали работать массажисты и психолог, проводящий ежедневные сеансы музыкотерапии и сказкотерапии (следующий шаг - ароматерапия). В палате установлена галолампа - для улучшения качества воздуха в помещении.

Одна из сотрудниц отделения привезла для юной пациентки детскую кроватку из дома, куда ее перекладывает по несколько раз в день. По словам Киры Маляр, Лиза очень любит, когда ее качают. Также палату девушки украсили игрушками, чтобы создать уютные, максимально приближенные к домашним условия.

«Ребенок ухоженный. Есть небольшие кожные повреждения, связанные с заболеванием. У нее ведь кожица, как пергаментная бумага. Подкожной жировой клетчатки вообще нет. Так что наличие таких повреждений в Лизиной ситуации закономерно», - отметила Кира Маляр.

По словам заведующей паллиативным отделением ГКБ №5, Лиза находится в отдельной палате, спит на функциональной кровати с противопролежневым матрасом. После того как будут выявлены все имеющиеся проблемы со здоровьем, ее выпишут из медицинской организации и переведут в учреждение социальной защиты. Вряд ли это будет Копейский реабилитационный центр, где - как заметила Ирина Буторина - существует системная проблема с врачебно-фельдшерским персоналом.

«В штате учреждения предусмотрены ставки, но врачи (психиатры и терапевты) работают здесь по совместительству. Специалистам центра не хватило компетенции, чтобы заранее отреагировать на какие-то моменты, связанные с состоянием Лизы. По итогам проведенной нами проверки могу сказать, что мы примем меры по изменению ситуации в учреждении. Это касается и налаживания взаимодействия с медицинскими организациями, недостаточный уровень которого я считаю дефектом работы центра. Руководитель учреждения не приложил должных усилий по изменению ситуации, не принял каких-либо мер по формированию штата. Теперь меры, в том числе в отношении директора центра, будет принимать министерство социальных отношений - как учредитель. Я считаю сложившуюся здесь ситуацию недопустимой. Кадровое решение по будет однозначно. Уже сейчас могу сказать, что рассматривается вопрос о расторжении договора с руководителем центра», - заявила Ирина Буторина.

Министр также рассказала о проблемах с обеспечением в данном учреждении мероприятий, предусмотренных индивидуальными программами реабилитации, а также упомянула еще о ряде недостатков в работе копейского центра, выявленных в ходе проверки 11-го января.

«Сегодня мы пересматриваем подходы к формированию руководящего состава в учреждениях социальной защиты. Раньше у нас никогда не существовало кадрового резерва для таких учреждений. В этом году мы приняли решение, что начнем его формировать. Руководитель каждого социального учреждения должен быть компетентен и уметь своевременно реагировать на все вызовы по каждому проживающему, домочадцу. Мы будем наращивать профессиональные компетенции руководителей. По копейскому центру - выстраивать взаимодействие с медицинскими организациями. Проверка показала: нам есть, о чем разговаривать и с другими руководителями. Будем системно работать в этом направлении и проводить работу над ошибками», - сказала Ирина Буторина.

Что касается денежных средств на счету Лизы, то они - как показала проверка - в порядке. Тем не менее, контрольно-ревизионный отдел министерства социальных отношений Челябинской области проведет проверку движения средств по каждому недееспособному пациенту копейского реабилитационного центра.

Также, заверила Ирина Буторина, проверка будет проведена и в отношении социальных работников Сосновского района, изъявших трех сестер из-под опеки родной тети. Здесь, отметила министр, важна позиция суда, признавшего действия органов опеки правомерными.

Уполномоченная по правам ребенка в Челябинской области Евгения Майорова подчеркнула, что изъятие двух младших сестер Лизы было экстренным (детей забрали после появления акта, составленного органами опеки на основании проверки 24-го октября 2019-го года). Их здоровье и благополучие находились под угрозой, в доме (на прошлой неделе он сгорел по причине короткого замыкания в электропроводке в курятнике, находившимся под одной крышей с деревянным жилым строением, – в огне погиб гражданский муж Натальи Галеевой) царили хаос и антисанитария. Дом принадлежал родственникам девочек, одной из владелиц являлась их тетя, в собственности у которой есть еще одно жилое помещение. Сейчас, после того как их забрали от Натальи Галеевой, обе девочки находятся в приемной семье. С приемной мамой у них сложились хорошие, доверительные отношения - в этом Евгения Майорова убедилась лично, пообщавшись с сестрами после новогодних праздников. Назад они не хотят. Сестры будут воспитываться в своей новой семье до достижения 18-летия. Обеим - как и старшей, Лизе, - полагается жилье. Только вот получат ли они его в срок - большой вопрос: существующего финансирования недостаточно, всем нуждающимся квартир не хватает. 

Позиция младших девочек, указанная в решении суда, совпадала с выводами, сделанными сотрудниками управления социальной защиты населения Сосновского района. Девочкам, чьи родители лишены родительских прав (отец - в январе 2016-го года, по иску Натальи Галеевой; в настоящее время он находится в исправительном учреждении) действительно приходилось несладко. Правда так было не всегда. Первое время все шло замечательно.

«Опекуном трех племянниц их тетя стала в 2015-м году. Первые два с половиной года ситуация в семье была стабильной, женщина справлялась с обязанностями. Потом, ввиду обстоятельств, известных, наверное, лишь ей, обстановка в доме изменилась. Опекун стала вести себя по-другому. Возникли реальные риски и угрозы жизни и здоровью детей», - рассказала начальник управления социальной защиты населения Сосновского муниципального района Наталья Спесивцева.

Она отметила, что это был первый случай на территории района, когда детей забрали у опекуна.

«Для нас приоритет - сохранить детей в замещающей семье. Бездумных решений мы не принимаем. Решение об изъятии девочек из-под опеки их тети было взвешенным. Суд признал наши действия правомерными», - еще раз напомнила Наталья Спесивцева.

Почему же органы опеки не забили тревогу раньше? Этот вопрос интересует многих. Задается им и Евгения Майорова, и средства массовой информации, пристально следящие за судьбой девочек.

Ирина Буторина заявила, что в отношении службы сопровождения будет проведена служебная проверка.

«По сопровождению - пока мы не видим, какие меры принимались», - сказала министр.

Ирина Буторина подчеркнула, что какие-либо выводы делать рано: проверки только начались.

Тем временем Наталья Галеева подала кассационную жалобу на решение суда первой инстанции (апелляцию в установленные законом сроки она не подала), ее делом занимаются опытные юристы. 

 

Комментарии 0