Яндекс.Метрика
  • Общество

В октябре станции Челябинск ЮУЖД исполняется 115 лет

Фото В октябре станции Челябинск ЮУЖД исполняется 115 лет

Станция Челябинск была открыта для эксплуатации в октябре 1892 года по завершении строительства Самаро-Златоустовской железной дороги. Летом 1892 года челябинский корреспондент "Екатеринбургской недели" сообщал: "Работы по постройке участка дороги Златоуст-Челябинск закончены... Пятого июля прибыл, не доходя версты две до строящегося челябинского железнодорожного вокзала, рабочий поезд с материалом для окончания прокладки рельсов до вокзала. К прибытию его собралась масса народа, для большинства которого приход поезда в диковинку". .. "6 июля поздно вечером кончили укладку рельсов до Челябы… Железнодорожный вокзал, паровозное депо, водокачка - для всех этих зданий возведены только стены…"
"Уфимские губернские ведомости" за 24 октября сообщали: "От управления Самаро-Златоустовской железной дороги. Доводится до сведения публики, что с разрешения господина Управляющего МПС с 25 октября сего года открывается правильное движение на участке Златоуст-Челябинск для перевозки пассажиров, почты, багажа, грузов…" Три участка: Самара-Уфа, Уфа-Златоуст и Златоуст-Челябинск - слились в Самаро-Златоустовскую железную дорогу.
Летом 1892 года началось сооружение восточной линии Челябинск-Омск. С пуском в эксплуатацию в октябре 1896 года железной дороги сообщением Екатеринбург-Челябинск станция стала узловой. Станционных сооружений в ту пору было немного: до десятка путей, небольшой одноэтажный вокзал, грузовая платформа, складское помещение, паровозные мастерские, система водоснабжения, несколько жилых домов для рабочих и служащих.
В 1912 году началось движение поездов по линии Челябинск-Полетаево-Троицк. В годы гражданской войны станционное хозяйство было разрушено, его восстановление началось в 20-е годы. В 1924-25 годах резко возрос поток грузов из Сибири в центр страны, что потребовало повышения пропускной способности Омской и Самаро-Златоустовской железных дорог. Со строительством ферросплавного, цинкового, тракторного заводов и ЧГРЭС вопрос о реконструкции узла стал первостепенным. Но в то время не было единого хозяина узла, от которого зависела работа трёх железных дорог - Омской, Самаро-Златоустовской и Пермской. Рабочие узла не раз обращались за помощью в правительство, в народный комиссариат путей сообщения, и, наконец, вопрос был решён: с 1 мая 1930 года Челябинский узел отошёл к Пермской железной дороге. Началась его коренная реконструкция (по проекту академика В.Н. Образцова). Укладывались новые и удлинялись старые сортировочные пути на станции, вторые пути от Челябинска до Омска, строился новый парк для приёма поездов с востока и севера. В депо совершенствовалась ремонтная база, мастерские пополнялись новым оборудованием, станками. Строились механизированные горки для роспуска поездов.
В 30-е годы протяженность станционных путей значительно возросла. В апреле 1934 года Челябинский узел был подчинен выделившейся из состава Пермской железной дороги Южно-Уральской магистрали. Одной из первых в стране здесь была механизирована нечётная горка. Со станции теперь отправлялось по 17 грузовых и 5 пассажирских поездов в сутки. Перед Великой Отечественной войной была введена в эксплуатацию линия Челябинск-Синарская, и станция Челябинск стала работать уже на пять направлений.
С 1941 по 1945 годы станция обеспечивала большие оборонные перевозки. На фронт были мобилизованы более 500 рабочих станции.
В мирное время объем перевозок непрерывно возрастал. Завершался перевод подвижного состава на автосцепку и автотормоза. В связи с этим вновь встал вопрос о реконструкции Челябинского узла. В 1953 году Киевским проектным институтом была разработана генеральная схема реконструкции узла, включая саму станцию, локомотивное и вагонное депо. Начались крупные работы по переустройству путей и модернизации технических средств. В ноябре 1957 года в Курган отправился первый грузовой электропоезд.
Весомый вклад в развитие узла внесли рационализаторы. Инициатором скоростного роспуска вагонов на горке в 1958 году стал дежурный Н.М. Буднев. В 60-80-е годы были удлинены пути в парках, проведена реконструкция пассажирской системы, вошли в эксплуатацию новый вокзал (1965 год) и пригородный павильон (1966 год). Внедрялась автоматизированная система управления, совершенствовался процесс роспуска вагонов. В конце 80-х - начале 90-х годов техническое развитие станции продолжалось.
Сегодня станция Челябинск-Главный – двусторонняя сортировочная станция сетевого значения. Ее сортировочные системы имеют классическую схему с последовательным расположением парков прибытия, сортировочного и отправления. Здесь также имеются две сортировочные горки большой мощности. В последние два года на сортировочной горке вновь идет реконструкция. В 2008-2009 годах на станции Челябинск-Главный будет осуществляться автоматизация четной сортировочной горки, сообщили агентству «Урал-пресс-информ» в службе по связям с общественностью ЮУЖД.

Комментарии 0