Яндекс.Метрика

В верховьях реки Яик

Фото В верховьях реки Яик

Строительство Оренбурга осложнялось обеспечением строителей материалами и продовольствием. От Уфы это было сделать сложно, так как Уфа расположена на западном склоне Урала, а Оренбург - на восточном. Поэтому решено было, что лучше снабжать строительство от Екатеринбурга через Теченскую слободу и Чебаркульскую крепость.

В верховьях реки Яик нужно построить пристань и крепость, а дальше по реке сплавлять нужные грузы. Для этого туда были направлены рота Уфимского батальона и рота Казанского полка с мастеровыми людьми.

На месте выяснилось, что договора с башкирами не было, хотя по бумагам И. Кирилов (оренбургский наместник) уверял, что всё было оговорено с Таймас батыр Шаимовым - главой башкир, но не согласовано с местными батырами. Тем не менее, решили пристань строить, так как в Теченской слободе уже формировался обоз с продовольствием и материалами. Башкиры, которые жили в тех местах, со строительством пристани были не согласны. Они предупредили строителей, что строить здесь им не дадут, но у офицеров был приказ – строить. У солдат были не только сабли и палаши, но и пушки, так что нападать башкиры не решились. Они пошли другим путём. Обоз, который двигался к пристани, остановили в 30 верстах от стройки и принудили силой повернуть назад. Другой обоз, усиленный солдатами, был также атакован башкирами численностью в несколько тысяч всадников. Обоз вынужден был вернуться назад.

На пристани ощущалась острая нехватка продовольствия. Солдаты голодали и страдали от лютых морозов Южного Урала. Башкиры устроили блокаду двум сотням солдат и строителей. В конце зимы к осаждённым были посланы переговорщики. Они обещали, что вывезут солдат в Уфу. Были подогнаны повозки. Осаждённые согласились, но когда они оказались на повозках, их просто убили. Некоторые из них были превращены в рабов.

Узнав о бунте башкир, руководитель Оренбургской экспедиции отдал приказ наказать бунтовщиков. Наиболее известной была операция в селе Сиянтус. Основные силы бунтовщиков расположились в верховьях реки Ай. Это гористая местность, где подойти к ним можно было только по узким ущельям. Полковник А. И. Тевкелев решил выманить противника на более удобную позицию. Он полностью уничтожил жителей села и даже сжёг около ста человек, закрыв их в пустом амбаре. Весть о жестокости полковника дошла до бунтующих башкир. Они бросились на отряд Тевкелева. В результате были разбиты и уничтожены, несмотря на то, что имели более чем двукратный перевес в численности.

Одна жестокость порождает другую. Гибель солдат в Верхнеяицкой пристани привела к другой драме в селе Сиянтус. Имя полковника было проклято башкирами в их народных песнях, но имя башкирских убийц осталось неизвестно.

Но крепость всё же была построена. Сейчас это город Верхнеуральск. В истории этой крепости была героическая оборона от нападения отрядов Емельяна Пугачёва. Эта оборона показана в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». По указу Екатерины Второй река Яик переименовали в реку Урал. В советское время в Верхнеуральске была тюрьма, в которой сидели знаменитые люди страны.

Приключения солдата

В 1733 году был объявлен рекрутский набор в армию. По этому указу от каждого помещика надлежало отправить на службу в армию по одному юноше. Указ императрицы Анны Иоанновны нужно было исполнять. Выбирала будущего солдата община.

В селе Ивановка Ярославской губернии выбор пал на Ивана Деньгина. Парню было уже 19 лет. Второй сын в многодетной семье, он ещё не был женат, отличался непокорным нравом. Он готов был драться с кем угодно, если соперник не разделял его мнения. Из-за этого его не любили в селе, а поэтому отправили на службу. В те времена служба была бессрочной. Фактически он полностью терял связь с родными и близкими, поэтому его провожали как покойника - с плакальщиками.

Рекрутов собрали на речной корабль и отправили по Волге, а потом по реке Белой в Уфу. В гарнизоне их приняли. Отправили в баню и остригли наголо.

Началась тяжёлая солдатская служба. Всё начиналось с учёбы. Как минимум полдня мужчины маршировали на плацу. Во второй половине дня им читали воинские уставы и заставляли их зубрить. Довольно быстро у Ивана отбили привычку ввязываться в драку по поводу и без повода. Офицеры, унтер-офицеры и старые солдаты давали такой отпор, что потом пропадало всякое желание размахивать кулаками. На учёбе их учили читать, писать и считать, что очень нравилось Ивану.

Так прошло несколько лет. В 1735 году их роту отправили на реку Яик строить новую крепость и пристань. За два дня рота пришла на новое место. Была весна. За лето нужно было оборудовать пристань и устроить себе жилище на зиму. Сюда же была направлена ещё одна рота Казанского полка. Работа закипела. Из-за отсутствия леса для строительства стали использовать тальник, который в изобилии рос в пойме реки. Из веток тальника делали плетни. Обмазанные глиной, они служили жилищем людям и конюшнями для лошадей. Строили землянки и рыли окопы для защиты от нападения врагов.

Пришла зима с сильными морозами и метелями. Обозы из Теченской слободы до пристани не дошли, а были остановлены и отправлены башкирами назад. Местные башкиры не давали солдатам продуктов. Начался голод. От голода и холода многие болели. По сути, солдаты оказались в блокаде. В один прекрасный момент к ним пришли переговорщики и предложили предоставить повозки и отправить солдат и строителей назад в Уфу. Предложение башкир было принято: были пригнаны повозки и солдат погрузили на них. Отъехав на несколько километров, башкиры саблями изрубили больных и слабых солдат. Наиболее здоровых башкиры взяли себе в качестве рабов.

Иван попал к тархану Давлетбаю. Его владения находились в верховьях реки Ай. Это гористая местность севернее пристани. Ивана поселили в конюшне. Здесь он должен был ухаживать за лошадями. Кормили его остатками со стола хозяев, то есть он находился на положении раба.

В июле хозяева взяли его на покос. За время службы Иван научился ориентироваться на местности, к тому же он немного представлял географию этого района. По его представлению, Теченская слобода должна быть где-то на северо-востоке. Он решился бежать в жаркий июльский день. В тайге нашёл сосновую корягу, которую сбросил в реку. Вцепившись в неё, поплыл по реке. Река Ай имеет бурное течение, потому к вечеру Иван оказался за несколько десятков километров от места покоса. Погони за ним не было. Он вылез на берег и решил немного отдохнуть. Наутро снова оседлал свою корягу и двинулся дальше. К вечеру следующего дня приблизился к человеческому жилью. Кто здесь находится? Может быть, башкиры.

Иван вылез из воды и обошёл посёлок по лесу. Подкравшись ближе, он услышал русскую речь. Теперь можно смело идти к людям. Это оказались люди Долматова монастыря, которые искали золото на горных реках. Они выслушали его рассказ и покормили беглеца.

Золота они не нашли и поэтому решили возвращаться. Так он вместе с ними вышел к Теченской слободе. Здесь его представили местному военному офицеру. Иван подробно рассказал о событиях, свидетелем которых стал. Его восстановили в правах, и он продолжил свою службу.

Комментарии 0