Анна Козлова: Мусором в Челябинской области мы будем заниматься, наверное, целый год

Фото Анна Козлова: Мусором в Челябинской области мы будем заниматься, наверное, целый год

Челябинское УФАС, по собственным прогнозам ведомства, будет разбираться с мусорными "хитросплетениями" на территории Южного Урала не меньше года, чтобы решить, имеют ли место нарушения антимонопольного законодательства со стороны регионального оператора - Центра коммунального сервиса и других структур, в том числе представляющих исполнительную власть.

"Раньше мусором в регионе никто предметно не занимался, в адрес нашего антимонопольного органа никогда не поступали какие-либо обращения в этой сфере. Когда в стране началась "мусорная реформа", было внедрено много всевозможных конкурентных процедур, и чтобы прийти к определенным выводам, понять, где, кто и что нарушил в Челябинской области, нам нужно составить четкое представление, как система обращения с ТКО должна работать в идеале, увидеть все пробелы в действующем законодательстве, внести изменения", - пояснила руководитель челябинского УФАС России Анна Козлова.

Она заявила, что задача антимонопольного органа - добиться того, чтобы были правильно сформированы лоты на вывоз твердых коммунальных отходов и чтобы "рынок перевозки мусора на Южном Урале все-таки был относительно конкурентным".

"Мы столкнулись и с мусорным коллапсом, и со сговором перевозчиком, и необоснованным, на наш взгляд, решением правительства и министерства экологии Челябинской области о выделении субсидии полигону Полетаево (в отношении и органов власти, и участника рынка - ООО "Полигон ТБО" антимонопольная служба возбудила дело по признакам нарушения пункта четвертого статьи 16 Закона о защите конкуренции, оно находится в стадии рассмотрения - прим.). Все это требует от антимонопольного органа всестороннего и объективного изучения ситуации. Мы должны понять, как в сфере обращения с ТКО складываются договорные отношения, как строятся финансовые потоки, кто может стать участников рынка", - подчеркнула Анна Козлова.

Она отметила, что антимонопольный орган рассмотрел семь жалоб на отбор перевозчиков мусора Центром коммунального сервиса. Обращения касались Еманжелинского, Еткульского и Коркинского, Октябрьского, Пластовского, Увельского, Красноармейского, Кунашакского, Сосновского, Троицкого районов и Челябинска. УФАС выявило, что при проведении торгов были соблюдены не все требования закона 44-ФЗ о контрактной системе. Так, были неправильно сформированы лоты, что является нарушением порядка проведения торгов, утвержденного постановлением правительства РФ. Однако отменить эти закупки антимонопольный орган не имел права, поскольку заявителями являлись не участники рынка перевозок мусора. Например, по Челябинску обращение поступило от общественной организации.

Суть неправильного формирования лотов - в том, что в один лот оказались объединены несколько районов, то есть мелкие фирмы, готовые работать, отсеялись из-за того, что их ресурсы являются недостаточными, чтобы обслуживать большую территорию. Так, если бы в одном лоте участвовал один район, небольшие компании смогли бы принять участие в торгах и составили бы конкуренцию более крупным организациям. Например, в один лот ЦКС объединил Еманжелинский, Еткульский и Коркинский районы, а согласно законодательству лота должно было быть три. Получается, небольшие компании просто выдавили с рынка перевозок мусора.

УФАС видя, что при проведении торгов существенно нарушены правила их проведения (формирование лотов вышеназванным образом привело к ограничению конкуренции - сокращению количества участников рынка), подал шесть исков в Арбитражный суд о признании торгов недействительными и заявил ходатайство о применении обеспечительных мер. Суд требования УФАС в части обеспечительных мер не удовлетворил, опасаясь, что в результате этих действий снова может случиться мусорный коллапс.

"Мы считаем, что обеспечительные меры к такому не привели бы, поскольку в силу действующего законодательства и заключенного соглашения с минэкологии Центр коммунального сервиса все равно будет обязан вывозить этот мусор сам", - отметила Анна Козлова.

Полагая, что в действиях ЦКС по формированию лотов есть признаки нарушения антимонопольного законодательства, УФАС возбудило дело по статье 17 Закона о защите конкуренции. Сейчас дело находится в стадии рассмотрения.

"Кроме того, когда для челябинского кластера отбирали регоператора, мы, рассматривая поступившую жалобу, увидели, что в документацию были включены различные необоснованные требования, влекущие за собой увеличение тарифа. УФАС подготовило для министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области аналитическую справку. Наше мнение было учтено тарифным органом, который определил тариф расчетным спобом, а не исходя из заложенных в его стоимость затрат, представленных ЦКС, - в результате он был снижен. И сегодня - не без нашего участия - тариф на вывоз мусора на Южном Урале является одним из самых адекватных в стране. Впоследствии данное решение Центр коммунального сервиса обжаловал в центральный аппарат ФАС России, обращение регоператора на сегодняшний день еще не рассмотрено", - рассказала Анна Козлова.

Она вспомнила также о том, как в ушедшем году перевозчики отказались вывозить мусор из областного центра. УФАС посчитало, что так просто участники рынка бросить Челябинск, его жителей и предпринимателей, не имеют ни морального, ни юридического права, и усмотрело в действиях 13-ти перевозчиков признаки антиконкурентного соглашения. Результатом стало возбуждение дела о сговоре в отношении МУП «Городской экологический центр», ООО «Городской экологический центр+», ООО «ЭкоСпецБаза», ООО «ТрансЭко», ООО «Уральская жемчужина», ООО «Антей», ООО «Эко-сервис», ООО «Кондор», ООО «НЭО», ООО «ТоргТранс» и трех индивидуальных предпринимателей.

Анна Козлова рассказала, что жалобы на ЦКС в УФАС продолжают поступать. Одно из обращений было получено от участника рынка из Магнитогорска, который заявил, что возглавляемый им мусороперерабатывающий завод входит в территориальную схему обращения с ТБО, однако договор на переработку мусора с данным хозяйствующим субъектом почему-то не заключали. По мнению челябинского УФАС, здесь есть все признаки злоупотребления доминирующим положением со стороны ЦКС. Рассмотрение дела еще не завершено.

Кроме того, в региональный антимонопольный орган продолжают поступать обращения от глав муниципальных образований, которые жалуются на то, что ЦКС, выявляя несанкционированные свалки как регоператор, уведомляет муниципалитеты, что те должны ликвидировать их в течение 30 дней. Если же за это время органы самоуправления не успевают "разобраться" с залежами мусора, Центр коммунального сервиса все убирает сам - выставляя счет по нерегулируемым тарифам.

"В данной ситуации УФАС ни при чем. С одной стороны - власть, с другой - ЦКС. Конкуренции в этом случае быть не может", - пояснила Анна Козлова.

Она отметила, что хозяйствующие субъекты жалуются в антимонопольную службу и на то, что Центр коммунального сервиса определяет объем отходов не по тому классификатору. В результате у некоторых предприятий затраты выросли в несколько раз.

"А вот здесь уже, наверное, вопрос чисто антимонопольного органа", - сказала Анна Козлова, еще раз подчеркнув: для того чтобы разобраться в мусорной теме, потребуется время - и немалое, как минимум, до конца этого года.

Кроме того, руководитель челябинского УФАС России отметила, что если суд не поддержит позицию антимонопольного органа, считающего проведение торгов некорректными, это даст возможность заключать "неправильные" договоры с участниками рынка перевозок мусора сроком на десять лет (первые контракты заключаются на полгода). Как результат - рынок "попилят". Нечестно.

Комментарии 0
    Новости по сюжету Мусор
    Новости по теме УФАС по Челябинской области