Совсем скоро Челябинск узнает о неШУТочных переживаниях Риголетто

Фото Совсем скоро Челябинск узнает о неШУТочных переживаниях Риголетто

В Челябинске грядет громкая во всех смыслах премьера одной из ярчайших опер Джузеппе Верди «Риголетто». Пока ценители высокого искусства ждут выходных (премьерные показы пройдут в столице Южного Урала второго и третьего февраля), в театре оперы и балета имени Глинки вовсю кипит подготовительная работа.

Челябинским журналистам посчастливилось побывать на открытой репетиции «Риголетто». Мир чистых звуков и нешуточных страстей, экстравагантных - по меркам нашего времени - нарядов и затейливых головных уборов приоткрылся перед представителями прессы сегодня, 29 января.

На сцене театра оперы и балета блистал знаменитый баритон Борис Стаценко, мастерски владеющий голосом. Все оттенки чувств, испытываемых, по замыслу Верди, главным персонажем оперы – Риголетто, артист передавал очень убедительно. Наблюдать за перевоплощением Бориса Стаценко в шута было очень интересно. Мимика, жесты, походка, выражение лица (то насмешливое, то гневное, то торжествующее, то задумчиво-печальное) - все говорило о том, что артист проживает свою роль и что он успел с ней сродниться.

Борис Стаценко - действительно опытный «шут», за его плечами - около двухсот выступлений в роли придворного паяца. Партию Риголетто он исполняет уже больше двадцати лет.

«Пел во всем мире, в том числе в Париже, в Италии (в Турине и Триесте), в Германии (Берлине и Штутгарте), в Большом театре, конечно же. Сложна ли для меня эта партия? Понимаете, легких партий в принципе нет. Все они сложные. Даже самая маленькая партия - сложная, потому что надо вовремя вступить», - отметил Борис Стаценко.

Он рассказал, что, дебютируя в роли Риголетто, итальянский язык совсем не понимал и пел, «как попугай».

«Сейчас я понимаю каждое слово. Поэтому отношение к партии шута у меня изменилось. Я стал петь несколько по-другому. И дело тут даже не в вокале, а в особом внимании, которое я стал уделять акцентам, тому, что рождает правильный жест, правильную интонацию. Риголетто в моем исполнении – это любящий отец, дочь которого унизили. В то же время шут должен быть шутом, он должен издеваться над окружающими. Если честно, то это персонаж мне не сильно близок, хотя у меня тоже есть дочь. Дело в том, что я четко разделяю происходящее на сцене и реальную жизнь», - поделился Борис Стаценко.

Опытный исполнитель партии Риголетто взял шефство над солистом челябинского театра оперы и балета Александром Сильвестровым, для которого роль шута - первая в карьере.

«Борис Стаценко исполняет партию Риголетто уже давно, знает все нюансы. Он охотно поделился со мной разными хитростями и лайфхаками, которые мне очень пригодились, помог исправить разные мелкие недочеты», - рассказал Александр Сильвестров, который также подчеркнул, что уникальность предстоящей премьеры в том, что над этой постановкой работает действительно сильная команда. Вообще же «Риголетто» в столице Южного Урала уже шел, новым для челябинского театра оперы и балета не является.

«В работе над нынешним спектаклем задействованы большие профессионалы. Это и режиссер «Риголетто» Вячеслав Стародубцев, и команда постановщиков, и художники по свету, и художники по костюмам. Ну и, конечно, уникальность премьеры в том, что второго февраля ее исполнит Борис Стаценко. Что касается меня, то раньше я партию Риголетто никогда не исполнял, для меня это будет дебют во всех смыслах этого слова. Это очень сложная партия и в психоэмоциональном плане, и в вокальном. Мне надо будет очень постараться, чтобы достойно ее исполнить. С волнением пытаюсь справляться, хотя это и нелегко. Я стараюсь вжиться в роль Риголетто настолько глубоко, чтобы мне было легко себя в ней ощущать», - отметил Александр Сильвестров.

Художник по костюмам (а они поистине великолепны, равно как и головные уборы) Жанна Усачева (Санкт-Петербург) рассказала, что над образами персонажей работает с лета прошлого года.

«Опера «Риголетто» - это, по сути, выдуманная история частной жизни короля Франциска Первого (из династии Валуа), он правил с конца 15-го до начала 16-го века, это Позднее Возрождение. Король являлся покровителем многих художников. Поэтому, создавая костюмы, я отталкивалась от картин художников того времени: Арчимбольдо, Караваджо. Но уходить в документалистику все-таки не хотелось. Пришлось даже похулиганить», - поделилась Жанна Усачева, отдельно похвалившая прекрасные и очень аппетитные результаты труда усердных бутафоров - искусно созданные виноградные гроздья в спектакле «Риголетто» украсили собою немало женских и мужских голов.

Как ранее сообщало агентство «Урал-пресс-информ», режиссер спектакля Вячеслав Стародубцев (Новосибирский театр оперы и балета) является автором более сорока постановок в театрах России. В качестве консультанта и режиссера музыкальных сцен участвовал в выпуске кинокартин «Достоевский», «Куприн. Поединок», «Григорий Распутин».

Рассуждая об особенностях «Риголетто», Вячеслав Стародубцев отметил, что это абсолютно не бытовая опера. В музыке Джузеппе Верди на минимальную единицу времени приходится максимальное количество событий, а сюжет Виктора Гюго, положенный в либретто, является детективом, смешанным с мистикой и триллером.

«Мы постарались «очистить» оперу от наносных стереотипов, которые сложились за достаточно серьезную историю постановок «Риголетто». Можно сказать, начали с нуля: погрузились в произведение Верди и следовали законам музыкальной драматургии», - поделился Вячеслав Стародубцев.

Челябинск может быть уверен: режиссерское решение и сценография спектакля от постановочной команды из Санкт-Петербурга и Москвы не оставят равнодушным даже самого искушенного зрителя.

Второго февраля в роли Риголетто перед зрителем предстанет солист Новой Оперы, приглашенный солист Большого театра и Немецкой Оперы на Рейне в Дюссельдорфе Борис Стаценко, третьего февраля - солист челябинского театра оперы и балета, лауреат всероссийских и международных конкурсов Александр Сильвестров.

Комментарии 0
    Новости по теме театр оперы и балета