17 Июля 2018 10:18
Комментировать

«Передача Романовых Уралсовету» - большое полотно, о котором мало кто сегодня знает

Ровно сто лет назад в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в подвале дома горного инженера Николая Ипатьева были расстреляны российский император Николай II, его жена императрица Александра Федоровна и их дети.

В 1927 году народный комиссар внутренних дел РСФСР Александр Белобородов решил отразить средствами живописи одно из главных событий своей жизни. Именно он в 1918 году принимал в Свердловске, будучи председателем президиума Уральского областного Совета, семью Романовых и позже подписал решение об их расстреле.

А именно - отразить на картине прибытие в Екатеринбург 30 апреля 1918 года членов семьи русского императора. Написать такую картину  доверили художнику Владимиру Пчелину. В современных источниках можно прочесть, что при работе над картиной художник консультировался с прямыми свидетелями встречи Романовых в Свердловске. Они подробно описывали, какой был паровоз, на котором прибыла на Урал императорская семья, во что они были одеты, отмечали малейшие детали. Полотно получилось внушительных размеров – 3,30 метра в длину и 2.15 метра в высоту.

Всего на картине 17 фигур. Справа изображена царская семья не в полном составе и два комиссара из сопровождения. Слева – принимающая группа комиссаров Уралсовета с  председателем Александром Белобородовым.

В годы репрессий репрессии жертвами их стали фигуранты картины – в том числе и Белобородов. Картину свернули, она хранилась в запасниках до 1946 года.

Уроженец Челябинска известный режиссер-документалист  Сергей Мирошниченко снял в 1995-ом году фильм «Смерть императора. Версии». В нем впервые с советских времен было показано это полотно.

При Ельцине, когда он был первым секретарем Свердловского обкома партии, дом купца Ипатьева был снесен. Дом, в котором  прошли последние трагические дни жизни семьи Романовых – семьи последнего русского царя.

Сейчас здесь стоит храм, а вокруг него стенды с огромными фотографиями из семейного альбома царской семьи, где взрослые и дети. Рядом монумент – император держит на руках своего сына, а рядом жена и дочери. За их спиной – огромный крест.

В июле, в память о трагических событиях, когда были расстреляны все члены царской семьи, в Екатеринбурге проходят Царские дни. В храм-на Крови идут люди, ставят свечки… От храма-на-Крови начинается крестный ход в Ганину яму, место трагической истории нашей страны.

Перейти дорогу от храма-на –Крови – здесь необычное соседство. Две веры – можно так сказать по поводу увиденного. Именно – памятник комсомольцам Урала, а за ним – церковь. Соседствуют они уже десятки лет. Когда-то мой отец – известный фотограф Владимир Белковский сделал полвека назад снимок, названный символично и точно – «Две веры».

Рядом – небольшой парк, где пруд, посреди него – островок, где беседка с колоннами. Туда можно попасть по мосту. Вокруг пруда – деревья, на них скворечники. Их много – десятки, может быть, больше сотни домиков для птиц…

Такое вот тихое место в центре большого города.

И такое место – печальное, скорбное. Где закончили свои дни жена и дети последнего русского императора.

Предположил, что появление их в этом уральском городе должно было быть отражено на картине художниками того времени. И такая картина оказалась. В тридцатые годы она даже тиражировалась на открытках. А потом у полотна, как и у самой этой темы, были разные периоды – от забытья до нового интереса. Чтобы лучше понять историю своей страны и то, почему сто лет назад все произошло так, как произошло, а не иначе. И картина «Передача Романовых Уралсовету» может и должна занять здесь свое место.

 

НОВОСТИ ПО СЮЖЕТУ:
Урал. Картина маслом