7 Декабря 2006 17:02
http://uralpress.ru/node/120069

Музей истории ЮУЖД отмечает свой день рождения

Челябинский железнодорожный музей был основан в 1973 году. За эти годы он накопил более 14 тысяч экспонатов, его основной фонд составляют 6,5 тысяч памятников истории.
Как сообщили агентству «Урал-пресс-информ» в службе по связям с общественностью ЮУЖД, раритетные экспонаты органично вписаны в современное “убранство” музея. Подлинные документы и мебель XIX века соседствуют с техническими новинками века нынешнего – огромной электрифицированной железнодорожной картой и красочными диарамами.
Открывает экспозицию стенд, рассказывающий о зарождении железнодорожного транспорта в России. Рядом - образцы первых железнодорожных билетов, бумажных и латунных. Оказывается, 150 лет назад позволить себе купить бумажный билет мог только состоятельный человек, а вот металлические, поскольку их использовали несколько раз, – любой рабочий. В числе экспонатов, рассказывающих о первой магистрали, открытки с видами местности, по которой проходила дорога, рисунки вокзалов и подвижного состава.
Основная часть выставки начинается с рассказа о Самаро–Златоустовской железной дороге. Она считается “прародительницей” Южно-Уральской. В 1892 году до станции Челябинск был проложен железнодорожный путь, и 25 октября, поздно вечером, в город прибыл первый товарный поезд. Это важное для области событие красочно воссоздано в диараме.
В музее представлены два станционных колокола, когда-то оповещавшие пассажиров о прибытии и отправлении поездов. У каждого - свой неповторимый голос. Есть здесь и мебель для станций и контор с фирменной символикой - логотипом “СЗ”, которая 100 лет назад служила на Самаро-Златоустовской железной дороге. В музее можно увидеть целую коллекцию фонарей - свечных, керосиновых и аккумуляторных. Фонари изготавливались мастерами-жестянщиками вручную, и некоторые экземпляры представляют собой произведения искусства. Музей хранит и один из самых старых образцов рельса, который был отлит на заводе князя Белосельского в июне 1893 года.
Непосредственное образование Южно-Уральской железной дороги произошло в 1934 году, когда она отделилась от Пермской магистрали. Первым начальником Южно-Уральской железной дороги стал И. А. Князь. В музее воссоздан рабочий стол начальника ЮУЖД того времени, на котором находятся чернильный прибор, радиоприемник, настольная лампа, рабочие документы.
История подвижного состава представлена в музее разнообразными моделями паровозов, тепловозов и электровозов, выполненных в полном соответствии с оригиналами. Их автор – бывший железнодорожник, челябинский умелец Валерий Попов.
Большое внимание в музее уделено участию уральских железнодорожников в Великой Отечественной войне. Здесь представлены документы и награды героев войны и труда, их фотографии и личные вещи.
По инициативе челябинских железнодорожников были смонтированы, снаряжены и отправлены на фронт два бронепоезда “Вперед на запад”. Макет этого бронепоезда также экспонируется в музее. Отдельного внимания заслуживает электрифицированная карта Южно-Уральской железной дороги. Она охватывает всю территорию ЮУЖД - это 5 областей и более 150 станций.
Все это далеко не полный перечень экспонатов музея. Он развивается, его коллекции постоянно пополняются. Сотрудники музея часто организуют тематические, временные и выездные выставки.