- Интервью
Александр Кузнецов: Школ, работающих с одаренными детьми, не может быть много
Каждый ребенок талантлив по-своему, но нечасто удается раскрыть их потенциал. Такого мнения придерживается министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов, входящий в состав комиссии при президенте по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи и совершенствованию проведения ЕГЭ.
Сегодня существуют разные методики работы с одаренными детьми: создаются отдельные учреждения или разрабатываются специальные программы в школах для углубленного изучения отдельных предметов.
Александр Кузнецов рассказал агентству «Урал-пресс-информ» о действующей системе работы с одаренными детьми в Челябинской области.
- Александр Игоревич, как понять, талантлив ли ребенок и в чем?
- Принятая концепция по работе с одаренными детьми начинается со слов, что каждый ребенок талантлив. Это так, но беда в том, что зачастую родители, садик, школа не могут выкристаллизовать таланты у ребенка, помочь их развить. Талант – это не только умение лучше всех решать задачи или сочинять стихи, это и достижения в спорте, хореографии, музыке или в умении делать что-то руками. Мы понимаем, что практически невозможно создать такое учреждение, где будут развивать сразу все таланты. Но по какому-то профилю оно может специализироваться. Таких учреждений много быть не может. В Челябинской области на пальцах одной руки можно пересчитать школы, где работают с одаренными детьми на очень высоком уровне.
- Где, например?
- В ряде школ Челябинска, Магнитогорска, Снежинска. В сельских районах с талантливыми ребятами работает только одно учреждение – Варненская гимназия №1 имени Карла Орфа. На базе этой школы действует всероссийский центр по изучению наследия этого известного педагога.
- Что делать талантливым ребятам из других городов?
- Для них действует областной лицей-интернат.
- Но он расположен вдали от дома…
- А как вы хотите? Мы не можем в каждом муниципалитете создавать областную структуру по работе с одаренными детьми. Возможен вариант дистанционного сопровождения такого ребенка и поэтому такое образование сейчас набирает силу. Мы его используем не только в работе с детьми-инвалидами, но и в работе с одаренными.
По большому счету, одаренные дети – это дети, которые выбиваются из усредненной массы. Как и инвалиды. Такой ребенок может очень хорошо разбираться в математике, но быть замкнутым, необщительным. К таким ребятам нужен особый подход.
А возьмите аутистов. Мы порой воспринимаем их как некий «вывих» из общества. А может, это просто мы ненормальные? Почему мы считаем себя нормальными - потому что нас больше? Я думаю, ненормальность присутствует у каждого человека, но она не всегда проявляется.
- Или, может, она подавляется?
- Может, не надо ее подавлять, и она приведет к положительным результатам. Это очень сложные вопросы из области психологии.
- Вернемся к нашей теме одаренных детей. Расскажите об областном лицее-интернате для талантливых ребят.
- Областной лицей-интернат возник в 90-х годах прошлого столетия на базе первого педучилища. Затем он переехал на Северо-Восток в здание бывшего детского сада. До настоящего момента в этом учебном заведении учились полторы сотни детей, из которых две трети – челябинцы. Вроде бы областной лицей-интернат, а работал практически лишь на один район Челябинска.
Мы поставили новые задачи - решили сделать лицей реально областным учреждением. В этом году набор учеников ведется только из области. Новый директор проехала практически все муниципалитеты, переговорила с главами. Конечно, не все территории хотят отдавать своих детей в Челябинск.
- Почему?
- Талантливый ребенок, получив образование в областном центре, может и не вернуться домой.
- Наверное, не все родители готовы отдать своего ребенка учиться далеко от дома?
- Не все, но мы должны продемонстрировать, что в областном лицее-интернате созданы приличные условия для проживания и обучения. Мы лицей-интернат перевели в здание бывшего 70-го училища. Из общежития училища выселили всех проживавших там взрослых и коммерческие фирмы. Ребята будут жить в пятиэтажном общежитии, учиться в корпусе с хорошей образовательной базой.
- Сколько в этом году наберут детей?
- Три класса.
- Не с первого?
- Нет. По закону лицейское образование начинается с седьмого класса, гимназическое – с пятого. В областном лицее-интернате учатся ребята с седьмого класса. Пока в этом году мы набираем только мальчиков, так как общежитие еще не до конца отремонтировано, а с будущего года девочки будут обязательно.
- Какие еще есть возможности у одаренных детей развить свой талант, показать себя?
- С пятого класса ребенок может попробовать свои силы в интернет-олимпиаде. Любой ребенок, даже минуя школьного учителя, может зайти на сайт http://olymp74.ru/, зарегистрироваться и принять участие в олимпиаде. Для детей участие бесплатно, да и ехать никуда не надо.
Эта система позволяет выстроить сито для выявления одаренных детей в тех или иных направлениях.
За интернет-этапом идет очный этап. Это реальный лифт, который позволяет ребенку из обыкновенной образовательной школы, даже из села, подняться в своем образовании и самообразовании, попробовать свои силы в тех или иных дисциплинах.
- Школы предоставляют возможности для развития таланта ребенка?
- На базе школ, выигравших в конкурсном отборе, создаются предметные лаборатории для работы с одаренными детьми. В этом году лаборатории будут открыты на базе пяти школ в четырех муниципальных образованиях области. В Челябинске в лицее №11 создадут лабораторию по физике и технологии, в лицее №120 - по технологии, в школе №8 Магнитогорска появится лаборатория по химии, в Полетаевской средней школе Сосновского района - по экологии, биологии, химии, физике, в школе №13 имени Ю.А. Гагарина Кыштыма - естественно-научная.
Каждое из этих учебных заведений получит по два миллиона рублей из областного бюджета в рамках реализации нацпроекта «Образование». Предусмотрено также софинансирование местных бюджетов на создание обучающих центров для юных гениев. Выделенные средства будут направлены на приобретение учебного и лабораторного оборудования, программного обеспечения, методических пособий, модернизацию учебных классов.
В лабораториях ученики и педагоги занимаются экспериментальной, научно-исследовательской деятельностью, разрабатывают новые образовательные программы, в том числе опережающего развития детей, учебно-лабораторные комплекты и методические рекомендации. Кроме того, на базе лабораторий планируется проводить олимпиады школьников, учебно-тренировочные сборы команд для подготовки к всероссийским и международным состязаниям учащихся.
В настоящее время в Челябинской области действует 31 предметная лаборатория для работы с одаренными детьми. В нескольких школах – лицей №31 и гимназия №23 Челябинска, гимназия №5 Магнитогорска – открыто по две площадки.
Справка (примеры лабораторий):
В лицее №102 Челябинска действует центр инновационных образовательных технологий по развитию одаренных детей. Центр – это многофункциональный лабораторный комплекс, в котором созданы современные условия для деятельности педагогов, организующих образовательный процесс углубленной предметной подготовки и творческой деятельности одаренных обучающихся в области естественных наук, информатики и математики.
В организационную структуру ресурсного центра входит: эколого-биологическая лаборатория и лаборатория информатики и математики. В последней лаборатории Симонова Лариса из пятого класса разработала проект "Робот Дед Мороз" и заняла с ним на районных соревнованиях второе место.
В этом году в в лицее №6 Миасса открыта первая в регионе предметная лаборатория для начальной школы «Начальная школа – школа развития».Эта лаборатория отвечает самым современным требования по обучению детей в рамках введенных федеральных образовательных стандартов второго поколения.
До конца 2012 года в школе №13 Кыштыма будет создана лаборатория естественно – научного цикла». Преподавание учебных дисциплин: химии, физики, биологии, географии и краеведения будет организовано с помощью цифровой лаборатории «Архимед», цифровых микроскопов, метеостанции и многих других современных приборов. Для организации экскурсий, опытов и наблюдений за природой будет приобретена мобильная «лаборатория в чемодане». Школа пополнится и современной компьютерной техникой.
На реализацию проекта школа получила из региональной казны 1 млн.900 тыс. рублей, 100 тыс. рублей профинансировал город
-
Назначен новый глава минобрнауки Челябинской области13 марта 2024, 13:18
-
В министерстве образования и науки Челябинской области сменился руководитель05 февраля 2024, 14:41
-
Студенты и преподаватели ЮУрГГПУ собрали для участников СВО новогодние подарки21 декабря 2023, 09:58
-
ЮУрГГПУ на ВДНХ: педагоги и студенты работают на выставке «Россия»08 декабря 2023, 14:42
-
Глава Челябинского минобрнауки после отставки переходит на работу в педуниверситет14 июня 2023, 18:35