Яндекс.Метрика

Школьников в Челябинске начали учить по Сингапурской системе: «Обучаем не всех, но обучаем каждого»

Фото Школьников в Челябинске начали учить по Сингапурской системе: «Обучаем не всех, но обучаем каждого»

Министр образования и науки России Ольга Васильева заявила, что школам пора уходить от «прямоугольного образования». По ее мнению, старые методики обучения уже становятся неэффективными. Современный темп жизни, большой объем информации и переход в «цифру» заставляют школы искать новые подходы в образовательной деятельности.

О современных принципах обучения в школе и методиках работы с детьми корреспонденту агентства «Урал – пресс - информ» рассказала директор МАОУ «Гимназия №80 г. Челябинска», учитель литературы высшей категории Марина Горюшкина.

- Марина Борисовна, действительно ли у школ назрела потребность менять подходы в образовании детей?

- Сейчас традиционный подход в обучении по принципу «учитель спрашивает домашнее задание, потом объясняет новую тему», как это было многие годы, не эффективен. Сегодня, когда мы говорим о современных подходах в образовании, используем термин «избыточная образовательная среда». Он подразумевает возможность выбора ребенком режима восприятия учебного материала и переработки информации, темпа обучения, индивидуальный выбор спецкурсов.

Гимназическое образование само по себе предполагает индивидуальную образовательную траекторию ребенка. С 8 класса у нас происходит постепенный переход от классно-урочной системы к поточно-групповой, когда ребята выбирают предметы для профильного обучения, а остальные даются на базовом уровне. По этой системе мы работаем уже три года. Интересы детей могут быть совершенно различными. В этом году мы столкнулись с тем, что одному из наших учеников одновременно нужна и история, и химия на профильном уровне. В таких случаях мы составляем для ученика индивидуальный план, даем возможность попробовать себя в каждом предмете. Получается, что старшеклассники постоянно работают в новой группе, поэтому новые практики, о которых говорит наш министр, это не просто слова. Есть хороший опыт и хорошие результаты.

Одной и самых эффективных «практик» на сегодня считается система образования Сингапура. Не случайно по всем международным исследованиям у них один из самых высоких уровней образования.

- Что это за система?

- Сингапур живет по принципу «обучаем не всех, но обучаем каждого». Система ориентирована на личностный рост ребенка и предполагает активную роль ученика на каждом уроке. У них не бывает так, чтобы ребенок просидел урок и просто отмолчался. В российской школе, к сожалению, некоторые дети годами сидят молча.

(ДЛЯ СПРАВКИ: В Сингапурской системе привычных трёх рядов нет, парты сгруппированы по две, за каждым таким столом сидит по четыре человека. Дети, которые сидят напротив друг друга, называются партнёрами по лицу, а сидящие рядом друг с другом – партнёрами по плечу. Главный принцип "сингапурского" урока – это работа в группах и частая смена видов деятельности).

Мы в прошлом году практически всем педагогическим коллективом обучались этим практикам, получили соответствующие сертификаты. Учиться было очень интересно. В этом году планируем поехать в Казань, где работают авторы Сингапурских практик.

- Как дети реагируют на нововведения?

- Дети всегда хорошо воспринимают что-то новое. Даже иная расстановка столов в кабинете является для них дополнительной мотивацией к обучению. Сингапурские практики предполагают 90% самостоятельной работы учеников как в группе, так и по одному. При этом ребята не только слушают учителя и записывают материал, а используют и иные каналы взаимодействия (ребята проговаривают материал, анализируют, работают в паре, придумывают задания для соседа по парте). Как показывает опыт, любой ребенок, так или иначе, находит себя в сингапурских практиках.

- По мнению основателя Сингапурской системы Майка Тирумана, роль учителя, как источника готовых знаний, изжила себя. В наше время ребенка нужно «учить учиться». Вы согласны с этим утверждением?

- Конечно, в современном мире необходимо научить ребенка из всего объема выбрать нужную информацию и правильно с ней работать. В нашей гимназии этот принцип действует уже многие годы. С первого класса наши ученики погружаются в проектную деятельность: участвуют в олимпиадах и различных интеллектуальных марафонах, пишут рефераты и исследовательские работы. Даже нарисовать стенгазету или подготовить выступление к празднику – это тоже своего рода проект, поэтому Сингапурская практика в нашей гимназии легла на хорошую почву.

- МАОУ «Гимназия №80 г. Челябинска» входит в список лучших школ, как Челябинска, так и по России. (По итогам 2015-2016 учебного года гимназия вошла в список: ТОП-500 лучших школ России, ТОП-200 школ, обеспечивающих высокие возможности развития талантов учеников, ТОП-100 лучших школ России по филологическому профилю, ТОП-100 лучших школ России по социо-гуманитарному профилю, ТОП-100 лучших школ России по оборонно-спортивному профилю).Данная методика поможет ученикам добиться успеха в олимпиадах и при сдаче ЕГЭ?

- У олимпиад своя технология, они все основаны на проектной методике, которую мы практикуем. В этом смысле ЕГЭ стоит особняком. Я всегда говорю старшеклассникам о том, что ЕГЭ и ОГЭ требуют ответа на вопрос: «Что от меня хотят?», а олимпиады: «Что я хочу?», поэтому подходы к подготовке различаются. Но ОГЭ и ЕГЭ наши ученики тоже сдают хорошо. В этом году у нас пять стобальников по русскому языку и один стобальник по литературе. 46 человек сдали ЕГЭ выше 90 баллов по всем предметам. Мы всегда входим в пятёрку лучших образовательных учреждений по результатам ЕГЭ.

- Как Вы относитесь к переходу школьников в «цифру»?

- В современном мире от этого никуда не деться. Запретами работать с ребятами сейчас бесполезно. Дети приносят на уроки электронные книги. Я не возражаю, но вскоре они сами переходят на бумажные носители. С традиционным текстом работать удобнее. Я всегда детям показываю свой том «Войны и мира», где сохранились закладки еще со времен моего обучения в школе. Они разноцветные – на каждого героя свой цвет. Это очень удобно, в электронной книге так не сделаешь. Я говорю своим ученикам: «Для того, чтобы понять «Войну и мир», достаточно прочитать 15 страниц, но, чтобы найти эти страницы, нужно знать все произведение».

Многие приходят на урок с диктофонами, я не против этого. По пути в школу они прослушивают предыдущий урок. Все равно ходят с наушниками, так хоть с пользой. Ведь логику урока не восстановить никаким учебником, он живой и непредсказуемый. Это еще раз подчеркивает, что сейчас учитель не столько носитель информации, сколько модератор в работе над материалом.

- В последнее время много внимания уделяется дополнительному образованию в школах. Даже поступило предложение обучать школьников вождению на базе учебного заведения…

 - Тема обучения вождения автомобиля действительно актуальна, поскольку ребята выпускаются из школы в 18 лет, и им это интересно. Вообще, я не могу себе представить школу, которая не была бы заинтересована во внеурочной деятельности. Ведь дети приходят не только учиться, но и общаться, а внеурочная деятельность позволяет сделать этот процесс более конструктивным. Дополнительные занятия позволяют ребенку раскрыть себя как творческую личность, поэтому у нас широко представлен эстетический компонент (вокальная, хореографическая и театральные студии, кукольный театр, театр моды). Также есть спортивные секции, кружок робототехники, шахматы, работает гимназическая телерадиокомпания.

- В последнее время идут разговоры о необходимости перевода всех школ на обучение только в первую смену…

- Президент России Владимир Путин не так давно сказал, что если в школе хорошо сконструирован учебный процесс, и нет возможности обучать детей в одну смену, то нужно помочь школе другим путем. Конечно, вторая смена — это плохо во всех отношениях. В первую очередь, теряется продуктивное время для общения ребенка с родителями. Ученик вечер проводит за уроками. Поэтому я всегда отпускаю детей, если у родителей отпуск выходит на учебный год. Для меня принципиально важно, чтобы ребенок мог больше времени поводить с мамой и папой. К сожалению, в Челябинске большинство школ были построены 50 лет назад, когда обучение в две смены считалось нормой, и дети учились до 8 часов вечера. От этого сейчас нужно уходить, но тогда необходимо строить новые школы, а это фундаментальные затраты. Поэтому пока вторая смена имеет место быть.

- Марина Борисовна, Вы, как педагог с большим стажем (более 30 лет работы учителем русского языка и литературы и 17 лет работы директором гимназии №80),можете сравнить детей прошлых лет и современное поколение. Они отличаются?

- Конечно, отличаются, да и их родители тоже отличаются. Современные дети живут в цифровом мире, у них сменилась парадигма ценностей. Сегодняшние дети боле прагматичны и менее коммуникабельны. Многие воспринимают школу как возможность получения образовательной услуги. А перед школой всегда стояла и стоит еще другая задача – воспитание чувств. Если развитие интеллекта отследить еще можно, то воспитание чувств - нет. Поэтому в школах содержание нужно оставить прежним, а способы обучения уже должны быть другими.

- Родители часто жалуются, что сейчас дают большую нагрузку детям…

- Она и не может быть меньше. В современном мире информация меняется так быстро, что к окончанию вуза знания, полученные на первом курсе, уже устаревают. Я видела много примеров, когда наши выпускники начинали учиться по совету родителей по одной специальности, а потом уходили совсем в другую отрасль. Поэтому детей надо учить учиться. Школа должна быть немного консервативной в хорошем смысле слова, давать фундаментальные знания. Если это есть, то не возникает вопроса перегрузки. И главное: чем больше родители общаются со своими детьми, тем лучше и интереснее будет жизнь ребенка.

Комментарии 0
    Новости по теме министр образования и науки РФ Ольга Васильева