Наша история
18 Июля 2018 12:23
Комментировать

Высокая мода эпохи абсолютизма. Наталья Виноградова - о вертопрахах и петиметрах

Из Москвы в Челябинск приехала замечательная выставка, где исследуется феномен великосветской мужской моды XVIII века. Причем мода эта российская, хоть и проникшая в наши края через пресловутое окно, прорубленное в Европу Петром Великим.

Что мы знаем о тех временах? Державин, Суворов, Екатерина Великая, Ломоносов, Демидов, Пугачев, парад фаворитов и дворцовых переворотов - брутальная эпоха, пропахшая пушечным огнем и пороховым дымом. Но выставка «Красавец мужчина» показывает нам совсем другой XVIII век - век галантных мужчин, разодетых в шелк и бархат, унизанных перстнями и цепочками в огромном количестве. Отчаянно балансирующие на гребне моды, эти изнеженные господа оказывались умелыми царедворцами, влиятельными вельможами, изрядными дипломатами, лихими мореплавателями и полководцами. Российские великосветские модники именовались тогда петиметрами. О том, как и почему российская аристократия эпохи абсолютизма стала законодателем и изобретателем высокой моды, рассказала нам автор и куратор выставки «Красавец мужчина» Наталья Виноградова - старший научный сотрудник Государственного исторического музея, знаток и исследователь моды, специалист по историческому костюму.

- Наталья, почему выставка посвящена мужской моде именно XVIII века?

- XVIII век - век аристократии. И этим он принципиально отличается от мужской буржуазной моды, которая сложилась в конце XVIII века и начале XIX века. Эта тенденция (треугольный силуэт, сдержанная колористическая гамма, немного украшений) доминирует и по сей день. А в XVIII веке взгляд на мужскую моду был принципиально иной: яркие краски, интересные фактуры - все то, что является источником вдохновения для современных дизайнеров одежды. В XVIII веке только аристократия могла следовать моде. И именно поэтому мода являлась лучшим средством репрезентации статуса человека. Элементы костюма говорили о статусе человека, о том, какое место он занимает в обществе. Одежда, обувь, аксессуары, макияж и пластика движения - все это создавало дистанцию между аристократами и другими слоями населения.

- Долго ли вы работали над вашей выставкой?

- Да, достаточно долго. Два с половиной года. Самая первая выставка этого цикла была показана в марте 2017 года в Москве, в Государственном историческом музее.

- После Москвы и Петербурга выставка приехала в Челябинск. Потом ее ждут в Хабаровске и в Белоруссии. Каковы отзывы публики, как реагируют специалисты?

- Отзывы очень хорошие, интерес к выставке большой во всех городах, где она проводилась. После первой московской выставки в международном академическом журнале «Теория моды» была опубликована благожелательная рецензия - это было приятно и почетно, потому что в научном мире к этому изданию относятся с большим уважением, к нему прислушиваются.

Но самое важное для меня - показать, что к моде надо относиться легче и проще. Выставка говорит о том, что нельзя относиться к моде как к чему-то опасному. Нельзя воспринимать ее настороженно и прямолинейно. Мода призвана показать идеалы и представления той эпохи, в которой она существовала. И важно понимать, что мораль - это последнее, на что смотрит мода. Будь это XVIII век или сегодняшний день.