9 Августа 2009 14:29
Комментировать

Одни из символов Санкт-Петербурга отметил день рождения

На камне, символизирующем волны Невы, рвущийся вперед, восседает "Медный всадник". История этого памятника очень интересна хотя бы потому, что это плод коллективного творчества многих людей.

Сама идея создания "Медного всадника" пришла в голову Екатерине II. В то время она вела активную переписку с французским философом Дени Дидро и спросила у него совета: какой скульптор может справиться с поставленной задачей — создать памятник основателю города Петру I. Философ посоветовал ей обратиться к практически неизвестному тогда скульптору — Этьену Фальконе. Позже "Медный всадник" стал вершиной творчества Фальконе и лучшей конной статуей мира.

Камень для постамента был найден крестьянином Семеном Вишняковым, получившим за это сто рублей, на берегу Финского залива в поселке Лахта. До места его транспортировали 400 человек с помощью специальных устройств, вес камня превышал 1600 тонн. За транспортировкой постамента "Медного всадника" наблюдала сама императрица.

Не менее интересна история и самого "Медного всадника". Для того чтобы сделать памятник максимально реалистично и исторично, Этьен Фальконе долго искал лошадь для позирования. Самой любимой лошадью основателя города была кобыла голштинских кровей — Лизетта, нередко выручавшая его в Северной компании. Для своего произведения "Медный всадник" скульптор пытался подобрать лошадь такого же экстерьера и темперамента. Осмотрев конюшни графа Алексея Орлова, Фальконе остановил свой выбор на двух скакунах — Капризе и Бриллианте, которые и стали прототипами столь известной лошади.

Для того чтобы максимально точно воссоздать образ Петра I, скульптор использовал гипсовую маску и восковую фигуру царя. Голову же "Медного всадника" делала ученица Этьена Фальконе — двадцатилетняя Мари Колло. Отливал памятник литейщик Емельян Хайлов. При отливке расплавленный металл прорвал форму и возник пожар, началась паника. Не растерялся только литейщик и, рискуя жизнью, исправил форму "Медного всадника".

Открытие памятника состоялось при большом количестве народа в 1782 году. Однако Этьен Фальконе на открытии "Медного всадника" не присутствовал. За четыре года до окончания работ над памятником, скульптор впал в немилость императрицы и покинул Россию. Все заслуги по созданию памятника Екатерина II присвоила себе, именно поэтому под "Медным всадником" красуется надпись "Петру I Екатерина II", сообщае saint-petersburg.ru.
Весной, ко Дню города специалисты Музея городской скульптуры провели "промывку" главной достопримечательности Петербурга - Медного всадника - памятника Петру Первому на Сенатской площади.
Уход проходил в три этапа памятник отчистили мыльным раствором, промыли водой и нанесли защитный состав.