Неизвестный Головницкий на пленках Владимира Белковского
Сегодня, 16 мая, известному челябинскому фотографу Владимиру Белковскому исполнился бы 91 год. На странице в соцсети сын фотохудожника, журналист Сергей Белковский рассказал о том, что начал работу по оцифровке негативов из архива отца, где собраны кадры, ранее не печатавшиеся и не публиковавшиеся.
В этой работе сыну фотографа помогают сотрудники Объединенного госархива Челябинской области.
Началась оцифровка с пленок, сделанных в середине семидесятых годов. На них – знаменитый челябинский скульптор Лев Головницкий, его супруга скульптор Энрика Головницкая. В те годы Владимир Белковский много общался с ними, память о встречах в мастерской и дома у Головницких осталась на тридцати пленках, кадров на которых вполне хватит, чтобы подготовить фотовыставку «Неизвестный Головницкий».
Об этом стоит задуматься, тем более, что нынешний год – юбилейный для знаменитого скульптора, автора монументов «Орленок», «Добровольцам-танкистам» и памятника Ленину в Челябинске, монументам «Тыл-фронту» и «Первая палатка» в Магнитогорске. Льву Николаевичу Головницкому в декабре этого года исполнилось бы 95 лет.
«Оцифрована пока часть пленок, которые уже таят в себе загадки, которые, впрочем, так и могут остаться таковыми, – говорит Сергей Белковский. – На них скульптор за работой над произведениями, которые, наверное, не известны даже исследователям его творчества. А вот он с супругой Энрикой и архитектором Евгением Александровым в каменном карьере, в поисках нужной глыбы. Для чего, что это была за поездка и куда?».
В прошлом году к 90-летию отца журналист Сергей Белковский выпустил книгу «Поэт фотографии», в которую вошла глава – заметки Льва Головницкого о фотографиях Владимира Белковского.
Повод их напомнить.
«Документальность – основная ценность фотографии. Одно время в среде живописцев и скульпторов бытовало самое оскорбительное для этих видов изобразительного искусства определение – «фотографично».
Поводом для этого служила чисто натуралистическая, ремесленная фотопрактика под девизом – «Спокойно. Снимаю», а также постановочно-сюжетные «картины» не столь отдаленного прошлого, которые делались подражательски живописи в пору становления искусства фотографии.
Одно из самых молодых видов творчества, оно за свою короткую историю, шагнув навстречу жизни, добилось выдающихся образцов, обогатив мир бесценными произведениями.
Документальность – основная ценность фотографии. Фотография ценна не только историческим прошлым, но и сиюминутным образным и точным откликом на события и явления сегодняшней жизни со всем ее многообразием. И этот материал служит в информационных, познавательных, воспитательных, эстетических целях.
Это летопись нашего времени.
Фотоаппарат – это орудие производства, и, если за ним не стоит художник, то это просто предмет – подобно кисти, резцу и скрипке.
В руках творца вещи эти оживают и дают нам то, что называется искусством, обогащают нашу духовную культуру.
К таким мастерам относится творчество Владимира Белковского. Творчество, полное лиризма, человечности, гражданственности и индивидуальности».
Эти слова почти полвека назад написал знаменитый челябинский скульптор, Народный художник, академик Лев Головницкий.
«Отец хорошо был знаком с ним. Не раз снимал его в мастерской. Наверное, в творческом наследии отца – собралась самая большая фотоколлекция об этом скульпторе», – говорит Сергей Белковский.
Льва Головницкого знают все челябинцы, если даже не знают его имени. О нем напоминают памятники и монументы в Челябинске и Магнитогорске – «Орленок», памятник Ленину на площади Революции, монумент «Танкисты-добровольцы» на Кировке, памятник Пушкину в горсаду, монумент «Тыл-фронту» в Магнитогорске.
Тем ценнее все, что хранит память об этом творце и нашем земляке. Этому способствует и работа по оцифровке неизвестных пленок о скульпторе.
В представленных в этой публикации снимках Владимира Белковского есть те, что публикуются впервые.