Яндекс.Метрика

Сарматская жрица и славянский «Изограф»: в Челябинске прошла «Ночь музеев»

Фото Сарматская жрица и славянский «Изограф»: в Челябинске прошла «Ночь музеев»
Фото: Алексей Панин

В Челябинске на нескольких музейных площадках в субботу, 18 мая, прошла всероссийская акция «Ночь музеев». Посетители челябинских музеев в рамках акции могли увидеть уникальные музейные экспонаты и посетить необычные выставки.

Как уже ранее сообщало информационное агентство «Урал-пресс-информ», на Южном Урале участие в акции принимали все 48 государственных и муниципальных музеев Челябинской области, а также 28 частных южноуральских музеев.

Без преувеличения главный музей челябинского региона – Исторический музей Южного Урала (ОГБУК «Государственный исторический музей Южного Урала») – подготовил к празднику обширную программу. Мероприятия проходили не только во всех залах музейного здания, но и снаружи – на открытых террасах и летней эстраде.

Одним из самых интересных событий «Ночи музеев-2024» здесь стала выставка одного экспоната «Золотая пластина из погребения сарматской жрицы» в Зале истории и народного быта. В специальной витрине, дополненной увеличительным стеклом, посетители могли своими глазами увидеть фрагменты древней филиграни. Первое, что спрашивали у экскурсоводов пришедшие на «Ночь музеев» девушки, «настоящее ли это золото?». Девушек уверяли, что в музее всё настоящее, но ценность экспоната – не в количестве драгоценного металла. Ценность экспонату придаёт возраст и незримая связь с древним населением Южного Урала.

Более двух тысяч лет эта реликвия пролежала в одном из Кичигинских курганов на территории нынешнего Увельского района Челябинской области. Теперь хрупкая золотая пластина хранится в запасниках музея и почти никогда их не покидает – возраст достоин уважения. Крохотные кусочки золотой фольги при увеличении позволяют различить рога травоядных сайгаков и кошачьи изгибы хищников – это так называемый скифский звериный стиль, имеющий некоторые особенности в Урало-Сибирском регионе.

Пластина была разделена на части ещё в древности. До нас она дошла в виде нашивок на рукаве парадного одеяния так называемой «сарматской жрицы» – женщины, чьё погребение отличалось особой пышностью, обилием ритуальных предметов и золотых украшений. В музее об этой исторической личности могут говорить часами как о своей лучшей подруге: «она такая интересная, эта сарматская жрица – вы можете увидеть, например, там, в витрине, где антропологическая реконструкция, что на шее она носила золотую гривну [вид шейного украшения из витой проволоки] с зооморфными окончаниями в виде кабанов».

Сарматы, ирано-язычный, родственный скифам народ и, если вспомнить поэта Александра Блока («Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы»), то народ этот интересен, прежде всего, связью с современным населением России.

Именно скифы населяли в древности южнорусские степи, сарматы одними из первых заселили будущую Челябинскую область. Об их представлениях и верованиях как раз позволяет судить так называемый звериный стиль – то есть «золотая пластина» позволяет увидеть, кто занимал мысли древних жителей Южного Урала. Чтобы лучше познакомиться с персонажами скифо-сарматской мифологии, посетители «Ночи музеев» могли сыграть в игру, придуманную в музее ещё два года назад, позволяющую даже детям прикоснуться к культуре древних кочевников: «Здесь археологические предметы в скифо-сарматском зверином стиле, эти предметы хранятся в разных музеях Урала, можем увидеть, кого изображали кочевники, ирано-язычные племена – хищников, травоядных, вымышленных существ».

В ходе игры участники могли подробно разглядеть примерно то же самое, что было изображено на «золотой пластине», и попробовать угадать, что имели в виду сарматские ювелиры. Перед глазами играющих предстали кони, тигры и сказочные грифоны, а на фотокопии одной небольшой бляшки вместе сплелись медведь, волк и барс. По утверждению сотрудников музея, оригиналы изображений, предложенных для игры, имеют непосредственное отношение к истории Урала. Всё это когда-то извлекли археологи из степных курганов, теперь это часть нашей истории.

Так в Историческом музее из фрагментов реальной золотой пластины, изображений артефактов, доступных для увлекательной игры, и рассказа экскурсовода, родилась история сарматской жрицы, человека другой эпохи, участника акции «Ночь музеев-2024».

Заметим, что не только история Южного Урала стала темой очередной «Ночи музеев». Например, на площадке выставочного зала МАУ «Челябинский центр искусств» в рамках Всероссийской акции «Ночь музеев» 18 мая открылась выставка работ участников ежегодного Всероссийского конкурса декоративно-прикладного творчества и русской каллиграфии «Изограф».

Посетители Центра искусств могли прикоснуться к культуре Средневековой Руси, в которой искусство письма было не только способом передачи информации, но возможностью соединить образ и смысл. В ходе акции «Ночь музеев» можно было увидеть, как вязь и полуустав на отдельных работах дополняются графическим изображениями, а отдельные надписи сами образуют затейливые рисунки.

Конкурс «Изограф» проводится Челябинским государственным институтом культуры в рамках научного форума «Славянский научный собор. Урал. Православие. Культура», о котором ранее сообщало информационное агентство «Урал-пресс-информ».

«Ночь музеев-2024» стала ещё одной возможностью познакомиться с историей Южного Урала, прикоснуться к русской культуре, вспомнить о тех, кто сохранил для нас, сегодняшних, память о предках. Конечно, музеи и выставочные залы Челябинска работают не только одну ночь в году, и каждый житель города всегда может получить собственное представление и о «сарматской жрице», и об искусстве «славянских» изографов, и о многом другом, что сохраняется для потомков, том, чем гордится Россия.

Комментарии 0
    Новости по теме Ночь музеев