Яндекс.Метрика

В Челябинском музее рассказ о творчестве Дюрера завершился «Меланхолией»

Фото В Челябинском музее рассказ о творчестве Дюрера завершился «Меланхолией»
Фото: скриншот из ВК-сообщества Государственного исторического музея Южного Урала

В Историческом музее Челябинска рассказали об одной из главных работ Альбрехта Дюрера. Лекция от искусствоведа Марьи Аникиной стала завершающей в цикле мероприятий, посвящённых творчеству великого немецкого художника. Искусствоведческие лекции послужили важным дополнением к действующей музейной экспозиции работ Дюрера и помогают её осмыслению.

Выставка «Альбрехт Дюрер. Избранные работы» открыта в фойе восточной башни Исторического музея Южного Урала в феврале этого года. На ней представлено тридцать семь репродукций самых известных работ Альбрехта Дюрера (1471-1528), главного художника Немецкого Возрождения. Автором проекта стал директор Исторического музея Южного Урала Владимир Богдановский.

Резцовые гравюры на меди «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия» издавна известны под названием «Мастерские гравюры». Они не составляют серию, но между ними обнаруживают связь, поскольку в них сконцентрированы все основные мировоззренческие представления Дюрера и его эпохи о духовной жизни человека.

Фото: скриншот из ВК-сообщества Государственного исторического музея Южного Урала 

«Меланхолия» (1514) представляет собой гравюру на меди – в оригинале не слишком больших размеров (239×185 мм). Считается, что эта работа, дополняя три другие «Мастерские гравюры» Дюрера, олицетворяет творческие терзания в попытке познать тайны природы. Однако это лишь одна из возможных интерпретаций. В своё время смысл художественного произведения немецкого художника объясняли с точки зрения астрологии, математики, психоанализа и т.д. Каждая интерпретация имеет смысл, поскольку гравюра переполнена символами.

В лекции «Альбрехт Дюрер» искусствовед Исторического музея Южного Урала Марья Аникина проанализировала все представленные на гравюре символы и отметила, что, хотя анализ каждого из них является общепринятым у исследователей методом, ни одна из интерпретаций не является исчерпывающей. Любая попытка приблизиться к пониманию «Меланхолии» Дюрера заведомо ограничена в силу невозможности понять, чем именно руководствовался художник, живший пятьсот лет назад.

Фото: скриншот из ВК-сообщества Государственного исторического музея Южного Урала

Между тем, как отметила Марья Аникина, даже современный зритель находит здесь какие-то вполне понятные вещи.

«Уже в двухтысячные годы, в Оксфорде, сделали такое интересное предположение, исследование, что здесь, перед нами, – метафора конца истории... замечательно и очень современно. Вопрос: имеет ли это отношение к Дюреру? Да, то есть найти это здесь можно, как и все другие смыслы», – сказала Марья Аникина.

«Меланхолия», образно рассказывающая о бесплодном итоге высоких творческих устремлений человека, может служить прямой иллюстрацией современного духовного кризиса Европы. Как напомнила Марья Аникина «выставка задумывалась с мыслью показать современное состояние Европы».

Фото: скриншот из ВК-сообщества Государственного исторического музея Южного Урала

Несмотря на меланхолическое настроение, возникающее при созерцании творческого послания немецкого художника, не стоит впадать в пессимизм. Дюрер любил тему Апокалипсиса. Периодически в его работах находят пророчество об очередном конце света. Но история движется по спирали. Снова и снова художники и поэты видят знаки приближающейся гибели, а чуть погодя искусствоведы рассказывают о новых гениальных произведениях искусства.

Комментарии 0
    Новости по теме Государственный исторический музей Южного Урала