У хорошего председателя век долгий

Фото  У хорошего председателя век долгий

Он объезжает свои нивы по полевым дорогам в который уж раз за почти полувековой председательский срок. Наверно, с закрытыми глазами проедет, куда надо – «внутренний навигатор» подскажет, где, на каком метре свернуть – повернуть.

Гадает с волнением: лето 2016-го, каким оно будет? Пока председателя колхоза «Карсы» Николая Пышкина не радует погода – дождей мало. Даже низкие черные тучи, на которых и смотреть страшно, все только барражируют над карсинскими полями и никак не хотят проливаться обильным дождем: несколько минут отбарабанило по капоту машины и все.

Всего в колхозе земли 5600 гектаров, из них 4800 пашни, – рассказывает по дороге Николай Зотович.

Не хотите себе землицы добавить?

Да не сразу ее и добавишь. Бросовых земель у нас поблизости нету, по границе в соседях Увельский район, с севера фермеры деловые. Хотя тысчонку можно было взять, мы бы справились. Виды есть, конечно, где земля без хозяина – это в Ясной поляне, но государственная, раньше принадлежала тимирязевской академии. Но отдадут ли?

А земли наши хоть черноземные, но истощенные, без удобрений нас не балуют. В этом году внесли около 250 тонн селитры, так они немного получше результат показывают.

Выехали из-за леска на огромное пространство, в полтыщи гектаров. Здесь главное богатство – яровая пшеница, уже пошла в трубку.

– Мы сеем пшеницу, ячмень, овса немного, подсолнечник, кукурузу. Сами давим подсолнечное масло и сами продаем.

– А урожайность пшеницы какая, если по самым лучшим годам?

– По лучшим-то мы и до 25 центнеров доходили, потом удобрения все сокращаем, сокращаем из-за экономии. В прошлом году вообще не дали удобрения и получили 13 центнеров, поэтому упустили, например, обновление техники: собирались по лизингу приобрести тракторы и комбайны и не удалось. Надеемся на этот год, потому что даже при сегодняшних мелких дождях вид пока неплохой.

Вид-то неплохой, но и до урожая колхозу еще дожить надо, а месяц закончился, и Николай Зотович перечисляет:

– Налоги надо отдать, за электроэнергию 400 тысяч надо отдать, зарплату около 2 миллионов надо отдать, ну и по мелочи разные платежи – а с чего?? Отдаем с молока, скот реализуем – браковку коров делаем да молодняка немного продаем, вот этим и живем.

– А живете или выживаете?

– Выживаем… как-то так.

 Николай Пышкин: От этих мест куда мне деться?

Из истории:

… Зот Тимофеевич был непреклонен: «Нет, Коля, не дело тебе идти в председатели, как ты будешь командовать людьми? В «Южном Урале» все специалисты с высшим образованием. А у тебя – семь классов».

А Коле уже 29 лет и он заместитель председателя крепкого колхоза, но – вот несчастье – того подстрелили, и дело закончилось, похоже, надолго транспортировкой в Челябинск. И колхозники решили передать бразды правления Николаю, райком партии поддержал их и выдал кандидату документы для утверждения в обкоме.

Тогда-то Николай и пришёл за советом к отцу. Смирившись с доводами Зота Тимофеевича насчет своей малообразованности, наутро в область не поехал. Но собрание по выбору председателя всё-таки состоялось, и в зале звучала только его, Николая Пышкина, фамилия. И хотя был соблазн согласиться, – ведь сельское дело он знал хорошо, все получалось, с людьми ладил, но уйти от осознания отцовской правоты насчет образования не смог. Так и заявил сельчанам: «Нет! У меня всего семь классов, надо прежде подучиться».

Потом была совпартшкола и полтора года работы в парткоме соседнего колхоза. А уж потом привезли Николая Зотовича в незнакомое допреж село Карсы и предложили пойти в новые председатели. Молва о хороших людях по селам быстро разносится, и в Карсах о «Зотыче» уже знали. Проголосовали единогласно. Так и голосуют за него уже 46 лет. А высшее образование председатель все же получил, но только отец не успел порадоваться диплому сына: рано ушел из жизни. Лежит на погосте вместе с матерью и другой родней в ближних окрестностях. Часто ездит туда Николай Зотович, и, поминая, благодарит отца за его твердость и «понимание момента».

И миллиардные программы господдержки…

Но вернемся к делам колхозным: сегодня на молоко карсинцы получают субсидию около 3 рублей на литр, да и тоже с препятствиями. Тут не просто надоил – получил. А сдать молоко на завод надо, чтобы белок и жир соответствовали, и даже коровы были при плановом числе. По полеводству субсидии идут на гектар пашни и сельхозугодий. И миллион 600 авансом карсинцы получили, но попутно и головную боль с переживаниями: если случится форс-мажор и не удастся вырастить загаданный урожай, эти деньги с земледельцев удержат. Вот и вся недолга.

– И беда-то в том, что цены никто не регулирует, цену мы не знаем, как говорится, до последнего. В прошлом году и в этом полугодии цена зерна держалась более-менее: 10 и даже 10 с половиной рублей килограмм стоил. Это хорошо. А если бывал неплохой урожай, зерна много, то цена обрушивалась до 3-4 рублей.

И без кредитов мы не выживаем. Вот на удобрения (280 тонн) взяли 13 миллионов и в этом же году мы должны рассчитаться. И под 14 процентов…

– Грабительские проценты…

– Слегка…

Колхозу все под силу, но с разумными тарифами

Интересуюсь, а не пытались ли в колхозе, к примеру, заняться овощеводством: и то поддержка в неурожайные по зерну годы.

– Овощам обязательно нужен полив, особенно в нашей засушливой зоне. Мы ведь выращивали и свеклу с морковью, и тыкву сеяли. И лук. Там, где мы ехали, у речки, у нас было лет 30 назад 600 гектаров поливных земель, стояло 8 «Фрегатов». Своя насосная станция работала, но тогда электроэнергия для сельского хозяйства была – 1 копейка киловатт! И как только подошли к этому периоду, пошли сумасшедшие тарифы. Сейчас они такие, что при расходах в основном на животноводство мы платим почти полмиллиона в месяц. Причем, платить энергомонополистам надо авансом, вперед. Правда, нам удается «выцарапываться», но некоторые хозяйства в районе отключали, понятно, что и животноводство: и что коровам делать?..

Ферма в колхозе по нынешним меркам скромная, дойное стадо в 460 голов. Время двигалось к вечерней дойке, уже подошли доярки, но буренки еще паслись на выгоне. И только особо ленивые гуляли в загоне, с ними в этот час была бригадир, кстати, с высшим зооинженерным образованием, Валентина Петрович.

 Николай Пышкин: От этих мест куда мне деться?

– Сейчас доим в среднем 12 литров на фуражную корову, сдаем около 5 тонн молока на Челябинский молзавод. Конечно, хотелось бы надои больше, но надо обновлять стадо, а это пока затруднительно при нынешних условиях. Стараемся покупать телочек, но понемногу.

Коровы карсинские по виду справные. А доярки хорошие, уверяет Валентина, и похвалилась: «Вот недавно был районный конкурс мастеров машинного доения, так обе наши доярки – Юлия Колесникова и Ольга Инюк вошли в десятку лучших, а точнее, Юля заняла четвертое место».

Прощаясь на краю вспаханного поля, спрашиваю Николая Зотовича, а в чем мечта его нынешняя, самая-самая из всех? Даже не задумываясь, отвечает сходу:

– Купить бы еще два трактора «Кировец-744», да штучки четыре «Т-150» и пару зерновых комбайнов «Полесье». Старые «Енисеи», наконец, списали бы, и тогда уборочную легче бы прошли…

Трактористы Михаил Пашнин и Сергей Корнев, изрядно побуксовавшие на пахоте поля с люцерной, абсолютно согласны с председателем: работая по 35 лет в хозяйстве, они тоже не прочь бы пересесть с видавших виды «Кировцев» на новенькие.

А уборочная, похоже, будет «жаркая». Впрочем, как все 46 уборочных председателя Николая Пышкина.

Его кредо – «Я опираюсь на людей, на всех 120 человек, а люди опираются на меня» – это и есть секрет успеха и Председателя с большой буквы, и секрет долгожительства колхоза «Карсы».

Сообщение в СМИ в июле 2015 года: «Председатель колхоза «Карсы» Троицкого района Николай Зотович Пышкин удостоен почетного звания «Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации», которое присваивается высокопрофессиональным работникам агропромышленного комплекса». Звание подоспело к 80-летию ветерана.

Комментарии 0
    Новости по теме Агро+