Яндекс.Метрика
  • Интервью
  • Экология

Алексей Бубнов: Полигон в Полетаево может нормально работать до 2020 года, только бы не мешали

Фото Алексей Бубнов: Полигон в Полетаево может нормально работать до 2020 года, только бы не мешали

В Челябинской области, как и в других регионах страны, в 2018 году началось формирование принципиально новой системы сбора и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО). И, как зачастую происходит в переходный период, в преддверии перемен - неважно, каких, население не совсем четко представляет, что от этих самых перемен ждать. И заранее начинает подозревать худшее.

Сейчас главные «мусорные» темы челябинского кластера - полигон в Полетаево, который не хотят как сами жители поселка, так и солидарные с ними общественники, и челябинская свалка, которая по-хорошему должна была закрыться еще несколько десятилетий назад.

Кроме того, южноуральцы пока не очень хорошо представляют, как будет работать региональный оператор по обращению с ТКО, выигравший конкурс, какой будет плата за новую коммунальную услугу и из чего она будет складываться.

Напомним, обязанности по сбору и утилизации твердых коммунальных отходов в Челябинской области возложены на ООО «Центр коммунального сервиса», директором которого является Алексей Бубнов, имеющий внушительный опыт в управленческой сфере.

Мы побеседовали с Алексеем Анатольевичем на острые, действительно злободневные темы. Он сумел убедить нас, что там, где мусор, не всегда грязно и не всегда дурно пахнет (пример - полигон в Энгельсе, видео которого мы прилагаем ниже). Главное - не мешать ответственным за обращение с ТКО людям и структурам работать, подчеркнул Алексей Бубнов.

А еще мы лишний раз пришли к выводу, что причина многих бед кроется в несознательности, безответственности населения.

Подробнее об этом и не только - в нашем интервью с Алексеем Бубновым.

- Полигон в Полетаево безо всякого преувеличения является яблоком раздора между жителями поселка и общественниками с одной стороны и представителями официальных структур (в частности, министерства экологии региона) с другой. Что будет, если тем, кто препятствует работе полигона, удастся добиться его закрытия?

- Ничего хорошего. В том виде, в каком полигон существует сейчас, его оставлять нельзя однозначно. Это биологический реактор. Денег там нет, и, если не запустить полигон в работу, никто им заниматься не будет. Год население поселка будет жить хорошо. Зиму, возможно, даже очень хорошо. А следующей весной люди будут кричать: «Сделайте хоть что-нибудь!» Запустится тот процесс, который уже будет не остановить. Понимаете, в данной ситуации нужно рассматривать другой горизонт планирования. Думать, что будет не завтра, а после-после-послезавтра. Я понимаю, что для жителей Полетаево полигон - это нарыв. Но останавливать его в том виде, в каком он есть сейчас, - нельзя. Подумайте о последствиях!

- Общественники заявляют, что полигон расположен на мелиоративных землях, где находится система естественного орошения земель.

- Интересное и странное заявление. В Росреестре нет записи, что это сельхозполя. И вообще перевод мелиоративных земель в земли промышленного назначения - очень сложная процедура федерального уровня, обязательно с общественными слушаниями.

- Сегодня много разговоров о решении суда, признавшего размещение отходов в Полетаево незаконным и отменившего в этой части территориальную схему.

- Территориальную схему никто не отменял. Судебным решением отменено одно из приложений, содержавшее информацию о прогнозных значениях по объему отходов, которые будут образовываться в Челябинской области и захораниваться на полигоне. Сразу скажу: полигон может работать до 2020-го года, и никто не может ему мешать.

- А что с экологической экспертизой?

- Документы сданы, эксперты их смотрели. Полетаево ожидает положительного заключения (заседание комиссии состоится на этой неделе - прим.). Отмечу, экологическая экспертиза уже проходила, тогда были получены замечания от Росприроднадзора и предписания устранить их. Это сделано.

- Допустим, положительное заключение экспертизы получили. Начали поставлять отходы челябинского кластера в Полетаево. Будет ли там сортировка?

- Она там есть.

- А на какие фракции будет разделяться мусор?

- Пластик, стекло, картон, пэт-пленка (полиэтилен) и пищевые отходы.

- Как это будет происходить?

- Смотрите видео из нашей поездки на полигон в Энгельс. И все станет понятно.

- Перестанет ли плохо пахнуть в Полетаево?

- Да, однозначно. Только не мешайте работать.

- Вы сказали, что полигон в Полетаево может спокойно работать до 2020-го года. Параллельно будет возводиться полигон в Чишме. А есть ли подстраховка на тот случай, если по каким-либо причинам строительство в Чишме к этому времени не завершится?

- Риск того, что что-то пойдет не по сценарию, существует всегда. И подстраховка действительно есть. В Чишме создается также и временная накопительная площадка. По сути, это будет первая карта полигона. Место уже определено.

- Насколько сложно будет ввести ее в эксплуатацию? И что будет с временной площадкой, когда в Чишме начнет работу полигон?

- Поскольку речь о площадке временного накопления, ее возведение не потребует получения сложного экологического заключения. Однако работать такая площадка может не более одиннадцати месяцев. По прошествии этого срока она пройдет через мусоросортировку и будет захоронена на новом полигоне. В Магнитогорском кластере, где Центр коммунального сервиса уже работает в качестве регионального оператора, такая площадка подготовлена, отмежевана. Площадка, которая будет выполнять функции временного накопителя отходов, находится рядом с местной свалкой, которая закрывается в субботу, 1 июля. И когда 1 января 2019 года в Магнитогорском кластере запустится новый полигон, то, что было складировано на этой площадке, пройдет через мусоросортировочный комплекс и будет захоронено на полигоне.

- А почему полигон в Чишме не построили раньше? Тогда острой ситуации в Полетаево вообще могло не быть...

- Нужно спросить об этом тех, кто забросал жалобами УФАС. Антимонопольная служба, даже если поступающие претензии абсурдны, обязана рассмотреть каждую жалобу. Вы знаете, что концессию по полигону в Чишме не могут подписать уже 1 год и 8 месяцев?! За то время, пока ведутся разбирательства, полигон там был бы построен и сегодня уже работал бы. И ситуации, какая сейчас сложилась в Полетаево, не произошло бы вообще.

- Алексей Анатольевич, а что все-таки будет с печально знаменитой челябинской свалкой?

- В один момент мы ее не закроем. Чтобы свалка не горела, туда будут завозить инертные материалы. Уверен, общественники не пропустят приезжающие на свалку машины с опилками, глиной или песком и будут говорить, что она продолжает работать. Поэтому говорю о завозе инертных материалов заранее, предвосхищая реакцию общественности. Вы же понимаете, что такие объемы мусора (высота залежей - 35 метров), какие мы сегодня имеем, в один раз не исчезнут. Главное - дайте спокойно работать.

- Когда вы приступите к работе в челябинском кластере?

- К осени будем готовы. Сначала нужно «податься» в тарифный орган, а для этого необходимо «отыграть» конкурсы, то есть пройти все установленные законодательством процедуры. По трем районам мы уже разместились. Итоги конкурсов станут известны в течение 15-ти дней. Из заявившихся компаний будут выбраны операторы, предложившие - таковы правила аукционов - самую низкую цену. Еще десять дней уйдет на заключение с ними договоров. То есть мы должны получить договоры по Сосновскому району, Копейскому и Южноуральскому городским округам спустя 25 дней после размещения.

- А когда возьметесь за Челябинск?

- Челябинск мы будем вывешивать на этой неделе, там будет минимум три лота, на которые «разобьют» семь районов города. Как только получим подписанные договоры на руки, сразу заявимся в тарифный орган. Все расчетные значения уже есть, так что тариф может быть опубликован достаточно оперативно.

- Как, кстати, будет формироваться тариф на услугу по сбору и вывозу мусора?

- Методика следующая. Тариф формируется для жителей как тариф на коммунальную услугу. На основании имеющейся территориальной схемы мы посчитали объемы образующихся в Челябинском кластере отходов, определили точки их сбора и вывоза. Как транспортник, объясняю, что все полученные данные пересчитываются в тонны-километры, то есть на сегодняшний момент у нас впервые в новейшей истории России фактически подсчитан объем мусора, который должен образоваться и перевезтись. Сегодня у нас определена верхняя граница: вот такой объем на такое расстояние мы должны транспортировать. Далее озвучиваем финансовые затраты, которые несем, и министерство тарифного регулирования, имея определенную методику, просчитывает их обоснованность. Затем мы обязаны провести конкурсы по отбору операторов. Как я уже говорил, мы уже начали эту работу.

Подчеркну: переход на ТКО - только часть большой федеральной программы. За двадцать лет необходимо создать гарантированные объемы потребления вторсырья.

- Алексей Анатольевич, многие не понимают, в связи с чем вырастет тариф. Из чего же в действительности будет складываться его стоимость? 

- Объясняю: в коммунальной услуге по сбору и вывозу мусора появляется то, чего раньше вообще не было: налог на добавленную стоимость (НДС) и своеобразный налог за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Плата за НВОС - гарантия того, что вывезенный мусор будет переработан. В магнитогорском тарифе НВОС составляет 15,5 процента. Из этих денег формируется фонд, на средства которого будут закрыты свалки и произведен рециклинг отходов.

- С появлением НДС и НВОС тариф вырастет значительно?

- Для среднестатистической семьи увеличение произойдет в два с половиной раза. Сегодня плата составляет 1 рубль 87 копеек с квадратного метра. По новым правилам, тариф будет устанавливаться не исходя из площади жилья, как раньше, а с учетом числа прописанных в квартире. Раньше как было? Чем больше квартира, тем выше плата. Но ведь и в небольшой квартире «общежития» никто не отменял. Мусорит-то ведь человек, а не квадратный метр. Поэтому новая система начисления платы за сбор и утилизацию мусора, на мой взгляд, совершенно логична.

- Интересно, будет ли тариф увеличиваться ежегодно?

- Тариф нам определяют сроком на один год. До 1 июля 2019 года я должен отчитаться перед тарифным органом о своих затратах. В зависимости от ситуации стоимость тарифа может быть пересмотрена в ту или иную сторону. 

- Что касается нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Челябинской области. Каковы они?

- Согласно постановлению министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 31 августа 2017 года, на одного проживающего в многоквартирном жилом доме это 2,088 кубического метра мусора в год. Для живущих в сельской местности норматив меньше - 1,612 кубометра коммунальных отходов в год. Дело в том, что жители частных домов много мусора утилизируют сами: делают компостные ямы, сжигают часть отходов в печах.

- К вопросу о сельской местности. Как вы будете организовывать работу там?

- Хорошо было бы, если бы в каждом частном доме у калитки стоял мусорный контейнер объемом 0,25 кубометра. Такой есть рядом с моим домом. Машина приезжает и забирает. Правда, есть серьезная проблема - подъезды к территории. Многие сельские дороги не имеют достаточной для движения спецтехники ширины. Есть и определенные сложности с оборудованием контейнерных площадок: согласно нормам СанПин площадка должна находиться не ближе 20-ти метров от жилых домов и не дальше ста. Но главная проблема все-таки не в этом. Острота номер один - это нежелание людей заключать договоры на вывоз мусора. С этой проблемой я столкнулся, начав деятельность в качестве регионального оператора в Магнитогорском кластере.

- Сельские жители не хотят, чтобы вы вывозили отходы?

- В Магнитогорском кластере двести сёл, и до нас туда никто не ездил. Теперь, когда к селянам стали приезжать мы, они нам говорят: «У нас мусора никогда не было, мы никогда денег за вывоз отходов не платили и платить не будем. Не надо к нам приезжать». В Карабашском кластере, где мы тоже начинаем свою деятельность, - та же история.

- Куда же они девают свой «несуществующий» мусор?

- Система простая. Овраги. Приведу вам яркий пример. В Магнитогорске есть поселок Нежный, где проживают финансово выдающиеся, очень состоятельные люди. На протяжении уже четырех месяцев мы не можем согласовать с ними установку контейнеров. «Не надо нам ничего!» - вот и весь ответ.

- Если вернуться к Челябинскому кластеру, как у нас обстоят дела с перевозчиками?

- Челябинск, что уж греха таить, сегодня является заложником одного перевозчика - ГорЭкоЦентра, тариф на услуги которого определяют депутаты. А ГорЭкоЦентр сегодня занимает такую позицию: я отсюда не буду вывозить, мне денег не хватает.

- А кроме Горэкоцентра есть, кому участвовать в конкурсе?

- Есть, не переживайте (улыбается). Прежде чем готовить конкурсную документацию, мы делали официальные запросы по компаниям-перевозчикам. Также мы выясняли, за какие деньги они готовы возить.

- Стоит ли нам опасаться, что не весь мусор будет доезжать до места назначения, а останется гнить в каком-нибудь овраге?

- Переживать не нужно. У нас все машины оборудованы ГЛОНАСС, и любое отклонение от маршрута мы сразу увидим. Другое дело, что существует сумасшедшее количество людей, которые за 500 рублей готовы вывезти мусор в ближайший лес. Мы получаем обращения о деятельности так называемых  «серых» предприятий регулярно.

- Еще одна актуальная проблема - контейнерные площадки, зачастую остающиеся неубранными. Кто все-таки должен следить за ними?

- Управляющие компании. Мнение о том, что уборкой контейнерных площадок должен заниматься региональный оператор, ошибочно. В Магнитогорске люди почему-то решили, что убирать площадки должны мы. И в наш адрес было огромное количество претензий. Мы поступили просто: собрались у главы города и еще раз напомнили управляющим компаниям, что именно они должны следить за чистотой на контейнерных площадках. Здесь же добавлю, что дни максимального мусорообразования на контейнерных площадках - это суббота и воскресенье. Но дворники как в Магнитогорске, так и в Челябинске, - на пятидневке, в выходные они отдыхают. На мой взгляд, это нелогично. И в итоге мы получаем то, что получаем: все завалено мусором.

- Бывает, что вокруг контейнеров кучи пакетов, а сам контейнер стоит пустой...

- Знаете, как происходит в Магнитогорске? Раньше там не было таких контейнеров, как в Челябинске. Мы целенаправленно закупили и установили евроконтейнеры с крышками и педалями. Но в Магнитогорске контейнеры никто не закрывает, они стоят нараспашку. Население жалуется, что все разлетается. Мы говорим: «Специально для вас закуплены контейнеры с крышками». На что слышим: «Мы не будем рукой трогать». «Так есть педали специальные», - поясняем. «Когда педаль нажимаешь, крышка падает, и в лицо «летит» нехороший запах», - отвечают. Вот по этой же причине и контейнеры стоят пустые в окружении куч мусора...

- Не угодишь людям.

- Да. Нас очень сильно критиковали в Магнитогорске за то, что покупаем пластиковые контейнеры. Я на это отвечал примерно так: «Вы меня, конечно, извините, но, может, в каком-то другом городе я и покупал бы оцинкованные. Здесь не буду».

- Почему?

- Все просто. На противоположном берегу Магнитогорска - перерабатывающая промышленность. И все наши металлические контейнеры очень быстро переезжают на ту сторону города, приобретая вид жидкого металла: люди сдают контейнеры в металлолом. Но и тут население находит аргументы против наших инициатив: «Пластиковые контейнеры зимой потрескаются». Однако ничего не потрескалось. Все контейнеры благополучно пережили зиму.

- Горожане успокоились?

- Не все, судя по дальнейшим событиям. В майские праздники - не похоже, что эта акция была спонтанной - кто-то с разницей в несколько дней поджигал по пять-семь пластиковых контейнеров в сутки. В результате от них остались только колесики.

- А зачем? Ведь это как минимум глупо - вредить собственному городу и себе лично как жителю города.

- Не знаю. Кому-то просто нравится. Это опять вопрос о сознательности населения. Хочется сказать: «Уважаемые жители, вы поймите: для меня не проблема - я эти контейнеры поменяю, но вы же все равно в тарифе за них платите. Чем больше вы их сожжете, тем выше тариф вас может ждать в следующем году». Чтобы было понятно, один контейнер вместе с доставкой стоит около 15-ти тысяч рублей.

- Надеюсь, люди станут более ответственными и сознательными. Наверное, на то, чтобы переломить ситуацию, понадобится не один год. Кстати, на сколько лет рассчитан ваш контракт?

- На десять. У концессионера - на 25 лет. За это время мы должны вернуть вложенные в нас средства инвесторов.

- У вас будет достаточно времени на то, чтобы отладить в Челябинской области систему сбора и утилизации ТКО. Удачной работы!

- Спасибо.

СПРАВКА:

Челябинский кластер - это 14 территорий: десять муниципальных районов и четыре городских округа (Челябинский, Копейский, Троицкий и Южноуральский).

Свою деятельность на вверенной территории региональный оператор осуществляет с соблюдением требований территориальной схемы по обращению с отходами, утвержденной министерством экологии Челябинской области.

Регоператор занимается сбором (в том числе раздельным), транспортировкой, сортировкой и обезвреживанием ТКО. Также на ООО «Центр коммунального сервиса» возложена обязанность по захоронению твердых коммунальных отходов на специальных полигонах.

Среди ключевых задач, поставленным перед региональным оператором, - стопроцентный охват населенных пунктов кластеров, обнаружение и фиксация несанкционированных свалок, обустройство (совместно с администрациями муниципалитетов) новых мест сбора и обращения с ТКО, увеличение мощности полигона в Полетаево.

Тариф складывается из стоимости услуг по сбору и транспортировке ТКО, захоронению отходов и стоимости собственных расходов регоператора. Кроме того, сюда входят плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и налог на добавленную стоимость (НДС).

Комментарии 0
    Новости по теме undefined