Яндекс.Метрика

О несгораемых ценностях: в челябинском театре представили «философскую сказку»

Фото О несгораемых ценностях: в челябинском театре представили «философскую сказку»
Фото: Алексей Гольянов

В челябинском театре «Манекен» состоялся премьерный показ спектакля «Птица Феникс возвращается домой». Рассчитанная прежде всего на молодёжную аудиторию, постановка допускает несколько уровней восприятия и представлена как «философская сказка».

Спектакль «Птица Феникс возвращается домой» стал первой премьерой театра «Манекен» в 2024 году, за основу постановки режиссёр Ярослав Жевнеров взял пьесу Ярославы Пулинович.

Ярослава Пулинович — российский драматург и сценарист, за её авторством уже немало произведений, она лауреат ряда литературных и театральных премий, фильмы по её сценариям получают престижные награды. Пьеса «Птица Феникс возвращается домой» была написана Ярославой Пулинович в 2011-ом и впервые поставлена в 2012 году в театре города Озерска (Челябинская область).

Фото: Мария Белова

В основе сюжета история маленькой кошки Тоси, мечтающей покорить мир с помощью своих незаурядных вокальных данных. Впереди – Москва, Париж, Лондон. А рядом неожиданно свалившаяся буквально на голову птица Феникс по имени Феликс. Это шанс вырваться из скучного серого провинциального Екатеринбурга, и вот Тося уже летит. Впереди её ждут ожидаемые приключения и неожиданные открытия: не все в столице рады провинциалам, в Париже в Гранд-Опера поют под фонограмму, а Лондон, где сбываются мечты и ждут успех и признание, оказывается совсем неглавным. Собственно, пьеса как раз про то, что именно считать главным в жизни, – или одной из девяти жизней, если ты кошка.

Фото: Алексей Гольянов

Условный мир пьесы становится ещё более условным на сцене, где практически нет декораций: чердак в Екатеринбурге — это ржавый механизм и старая мебель, Москва – переносные ограждения, красная буква «М». «Манекен» славится своим минимализмом и в данном случае это позволяет всё внимание уделить главным персонажам. Тося (Алина Смирнова) кажется яркой в своей полосатой тельняшке и смешной вязаной шапке с ушками, Феликс (Никита Манылов) приобретает объём благодаря потёртому кожаному плащу, подсвеченному изнутри красными деталями одежды. Игра актёров позволяет увидеть Тосю задиристым и непосредственным подростком («зачем же тогда нужны тайны, если не делиться ими?»), а Феликс выглядит как романтически-печальный мужчина, одержимый идеей фикс успеть в нужное место к нужному времени («магнитная буря такой силы на солнце бывает только один раз в десять тысяч лет!»).

Фото: Алексей Гольянов

Со стороны происходящее напоминает квест – вот Тося чудом спасается из московских застенков, вот кошка и Феникс в компании болтливых попугаев где-то в Париже, вот герои ведут забавный диалог в рассветном Лондоне, где чуть позже Феликс встретит свою первую жену, а Тося сэра Элтона Джона. Быстрая смена локаций и комичные ситуации не дают зрителям заскучать, позволяют быстро принять правила игры. Не кажется странным, что кошка играет на гитаре, а мифическая птица Феникс говорит об усталости и разочарованности в жизни: это же театр! Между тем время от времени на заднике сцены появляются электронные часы, ведущие обратный отсчёт, а Феликс признаётся, что его цель запланированное самоубийство (раз в десять тысяч лет даже Феникс может сгореть безвозвратно). Происходящее на сцене допускает несколько уровней восприятия, но это понимаешь не сразу.

Фото: Мария Белова

Трагические нотки в монологах Феликса или появляющийся ближе к финалу надрыв в голосе Тоси не мешают зрителям развлекаться и получать удовольствие. Элементы драмы в спектакле ненавязчивы и не выходят на первый план. Скорее ровный темп восприятия нарушают некоторые несовременные элементы пьесы, написанной более десяти лет назад. И Гарри Поттер, и сэр Элтон Джон вряд ли тронут сердце современного тинэйджера. Хорошо, что здесь же хореография напомнит «вороний танец» из модного сериала «Уэнсдэй».

Фото: Алексей Гольянов

Находкой режиссёра кажется финал. Зрителя заранее попытались уверить, что в «Птице Фениксе…» хеппи-энда нет, но зритель не поверил. То, что в итоге всех приключений в круге лунного света Феликс и Тося всё-таки взялись за руки и остались вдвоём, конечно, победа любви и торжество добра.

Фото: Мария Белова

Печаль возникает почти против воли, как и мысль, что возможно, что всё кончилось не очень хорошо – и это делает новый спектакль от «Манекена» не просто развлечением на выходные, но поводом задуматься. «Птица Феникс…» ещё раз напоминает о цене успеха и о том, так ли уж нужно торопиться прочь из родного города, и о том, что даже если ты живёшь тысячи лет, любовь рождается снова и снова, как феникс из пепла. И даже для кошки и птицы нет ничего дороже человеческих отношений.

Где дом для усталой птицы Феникс? Там, куда хочется вернуться. И пусть крышу этого дома образуют только сомкнутые руки в круге света – главное, что двое стали одним целым.

Комментарии 0
    Новости по теме театр «Манекен»