Яндекс.Метрика
  • Будь здоров
  • Здоровье

Детская неврология: тонкая грань между нормой и болезнью

Фото Детская неврология: тонкая грань между нормой и болезнью

 

В последнее время в детской неврологии все чаще возникает проблема гипердиагностики, когда любые, даже естественные для ребенка отклонения от нормы относят к патологии и начинают усердно лечить. Особенно это касается маленьких пациентов до года - в этом возрасте диагностика неврологических заболеваний особенно неоднозначна. Нередки случаи когда врач-невролог назначает ребенку слишком много совсем не нужных лекарственных препаратов.

О том, как родителям определить, есть ли патология в развитии ребенка, не переусердствовать с лекарствами и найти «своего» доктора агентству «Урал-пресс-информ» рассказал главный детский невролог Челябинска, доктор медицинских наук, профессор кафедры неврологииЧелГМА, заведующий консультативно-диагностическим неврологическим центром при детской городской поликлинике №14 Леонид Плеханов.

- Леонид Александрович, как часто болезни нервной системы встречаются у детей первого года жизни?

- Во всем мире считается, что на 1000 населения рождается примерно 5-7 детей с патологиями нервной системы, которые связаны с периодом внутриутробного развития и формированием мозга.Причинами заболевания обычно становятся внутриутробные инфекции, гипоксия, ишемия, механические факторы во время родов.

Но в России эта цифра подходит к 700 младенцам на 1000 населения. И здесь возникают сомнения: либо у нас такая хорошая диагностика, либо мы проводим гипердиагностику и приписываем детям много лишних заболеваний. На мой взгляд, истина лежит посередине. Новорожденные с патологиями, конечно, встречаются, но их гораздо меньше - около 50 детей на 1000 населения.

- А почему такая разница с мировыми показателями?

- Различие в цифрах связано с тем, что у нас разные подходы к диагностике. В последние годы мы научились выхаживать недоношенных детей с критически низкой массой тела. Естественно, мозг у такого ребенка еще незрелый, поэтому новорожденного сразу относят к неврологическим больным. Иногда ребенка с небольшими отклонениями просто залечивают, а ему для нормального развития необходимо только создать определенные условия и назначить симптоматическое лечение. Здесь особую роль играют свет, звук, тепло, правильное кормление, создание состояния невесомости. При этих условиях мозг начинает правильно развиваться, и ребенок выздоравливает.

- При каких отклонениях от нормы у ребенка стоит обращаться к неврологу?

- Часто в моей практике случаются ситуации, когда родители приходят и жалуются на те проблемы, которые вполне может и должен решать педиатр без вмешательства узкого специалиста. Например, когда ребенок плохо спит или ест. Бывают случаи, когда при прохождении стандартного скринингового обследования у ребенка до года обнаруживаются какие-то отклонения от нормы. При этом ребенок растет нормально, жалоб нет, но родителей это все равно беспокоит.

Не стоит сразу ставить диагноз. Во-первых, врач ультразвуковой диагностики или педиатр могут сделать неверные комментарии к обследованию. Во-вторых, любое отклонение нужно соотносить с состоянием ребенка, его рефлексами, особенностями, уровнем развития восприятия и коммуникативных навыков. Многие врачи в такой ситуации назначают препараты, влияющие на мозговой кровоток, да и вообще прописывают много ненужных лекарств. А зачастую от этого лечения состояние ребенка не меняется. Родители начинают паниковать. А может это просто индивидуальные особенности его организма.

- А как это понять родителям?

- Если ребенок правильно развивается в плане моторики (в 2 месяца умеет держать головку, в 4 месяца – переворачиваться, в полгода - сидеть, в 8 месяцев – ползать, в год – вставать и ходить), то поводов для беспокойства нет. Но, конечно, не всегда получается сохранить эту временную последовательность, некоторые, например, вообще пропускают период ползания и сразу начинают ходить.

- А когда можно говорить уже об отклонении?

- Существуют различные таблицы скрининговой оценки, которые врачи должны знать и применять объективные тесты на приеме. Например, ребенок может не ползать, но в то же время хорошо стоять. Доктор должен оценить состояние ребенка глобально. Моторные задержки могут быть причиной как повреждения нервной системы или наследственной патологии, так и генотипом конкретного ребенка.

- Как определить, что врач поставил верный диагноз?

- Если родители пришли с ребенком в возрасте до года к врачу-неврологу на прием, а он его не раздел, не взял на руки, не покрутил и не оценил рефлексы в пространстве, то такой специалист вряд ли сможет объективно оценить состояние ребенка и назначить верное лечение. Лечиться у данного врача не имеет смысла. Часто в неврологии раннего детского возраста возникает проблема недооценки именно комплексных симптомов.

- А может невролог не заметить болезнь?

- Да, проблема гиподиагностики также существует. Когда болезнь вовремя не выявляют, а потом уже становится поздно. Здесь поможет только здравый смысл и знания врача.

- Как быть, если врач родителям не понравился? Ведь на сегодняшний день не так просто  перебирать врачей?

- Здесь поможет только здравомыслее. Некоторым пациентам порой доброго слова и веры в доктора вполне достаточно, чтобы почувствовать себя лучше (особенно, если нет заболевания). Зачастую не учитывается такой фактор, как генотип, конституция.

- А разве на конституцию можно повлиять?

- На конституцию вполне можно повлиять, используя физическую активность, изменив принципы питания или место жительства. Учеными доказано, что в разные периоды жизни у человека работают на максимуме только 10% генетического аппарата, при этом каждый раз разные. Поэтому ребенок до года может быть один, в 3-5 лет –другой, и совсем поменяться в подростковом возрасте. Это происходит за счет различной активности в разные периоды  времени генотипа человека. И когда стоит вопрос о лечении генетических заболеваний, порой стоит просто немного подождать, когда станет активна другая часть генетического аппарата, которая будет более благосклонна к болезни.

- Как родителям определить,что это именно генотип, а не заболевание?

- Нужно в первую очередь посмотреть на себя. Например, приходят родители с мальчиком, у которого большой размер головы. Врачи его безуспешно лечат от гидроцефалии, при этом ребенок хорошо развивается, и других симптомов заболевания у него нет. Но стоит только посмотреть на папу малыша, у которого тоже большой размер головы, но при этом он вполне успешный и состоявшийся человек, так вопрос о лечении отпадает сам собой.

- Как не «залечить» ребенка лекарствами?

- Такого количества используемых медикаментов в детской неврологии, как в России, нет ни в одной стране мира. А порой это совсем не нужно. Как раз скоро, 11 апреля, будет проходить всероссийская конференция, посвященная актуальный вопросам детской неврологии, где и будет подниматься данная проблема. На сегодняшний день в неврологии детям назначается масса лекарственных препаратов, которые не только не помогут в заболевании, но и могут нанести вред.

- Как узнать об этом?

- И врачи, и родители обязательно должны читать инструкции к лекарственным препаратам, чтобы исключить противопоказания. Если в инструкции ограничен возраст, то данный запрет ни в коем случае нельзя нарушать даже на немного. Бывают ситуации, когда врач оправданно идет на риск и, несмотря на противопоказание, назначает препарат, но тогда он должен оценить все плюсы и минусы и подробно аргументировать их родителям маленького пациента.

- Существует ли профилактика врожденных неврологических патологий?

- Основными факторами риска считаются курение, алкоголизм, наркомания, наследственные болезни, неправильный образ жизни, низкий социальный статус. В США, например, все риски сводятся к одному – отсутствию медицинской страховки. В России нам такая проблема не грозит. Но по отношению к нашей стране основным риском можно назвать отсутствие должного квалифицированного наблюдения со стороны врачей за беременной женщиной.

Комментарии 0
    Новости по теме здравоохранение