Французский мост в Усть-Катаве включен в госреестр памятников истории и культуры РФ

Фото Французский мост в Усть-Катаве включен в госреестр памятников истории и культуры РФ
Фото: Госкомитет охраны объектов культурного наследия Челябинской области

Французский мост через реку Юрюзань в городе Усть-Катаве (Челябинская область), построенный в 1914 году, включен в государственный реестр памятников истории и культуры РФ как объект культурного наследия регионального значения.

Также утвержден предмет охраны данного выявленного объекта культурного наследия.

Отметим, металлический балочный мост длиной 88 метров и шириной четыре метра состоит из одного пролёта и двух береговых опор. Все элементы в узлах соединений заклепаны. Покрытие проезжей и пешеходной частей моста деревянное, по деревянному настилу.

«Объект обладает исторической ценностью как подлинное инженерное сооружение начала XX века. В целом сохранил исторические объемно-планировочное решение, композицию и подлинную конструктивную систему с использованием традиционных материалов в виде металла и дерева», - отмечают в госкомитете охраны ОКН Челябинской области.

СПРАВКА.

Французский мост в Усть-Катаве – второй мост через реку Юрюзань, который также является выявленным объектом культурного наследия.

В 1899-1900 годах на правом берегу реки Юрюзань появился поселок Колония (ныне Первомайский), где жили иностранные, главным образом, бельгийские специалисты - акционеры бельгийского Южно-Уральского анонимного металлургического общества, взявшие Усть-Катавский завод в аренду. Сам завод находился на левом берегу реки.

Примерно с 1890 года через реку проходил деревянный свайный мост, ежегодно разрушавшийся паводком. С 1912 года началась сборка моста, детали для которого привозили из разных мест. В 1913-1914 годах мостовая ферма была собрана и установлена по подряду бригадой юрюзанских рабочих.

Проживающие в поселке специалисты разговаривали преимущественно на французском языке, отсюда, скорее всего, и название моста – «Французский».

До 1917 года мост тщательно охранялся двумя сторожами, ходить по нему могли только иностранцы. После Февральской революции (с марта 1917 года) проход был разрешен и жителям Усть-Катавского поселка. Во время Гражданской войны в июле 1919 года Французский мост и поселок Усть-Катавский завод были обстреляны колчаковцами, в результате чего на мосту появились три пробоины, которые позднее заклепали. В июне 1922 года во время наводнения был подмыт один из устоев, мост накренился, угрожая падением. Полностью устранить последствия наводнения удалось только в октябре 1923 года. Во время наводнения 1943 года были размыты железнодорожные пути, но мост не пострадал.

В 1976 году рядом был построен новый мост, и его товарищ-«француз» больше не используется как железнодорожный. В настоящее время он предназначен только для пешеходов, гужевого и автомобильного транспорта.

Французский мост был принят на учет как памятник архитектуры регионального значения 30 октября 2000 года Государственным научно-производственным центром по охране исторического и культурного наследия Челябинской области.

Комментарии 0
    Новости по теме мост