Яндекс.Метрика

Повелитель бабочек из Челябинска

Фото Повелитель бабочек из Челябинска

Александр Разбойников – челябинский художник-энтомолог с мировым именем.

Известность Александру Валентиновичу принесли… бабочки. Стипендиат Международного фонда Джорджа Сороса, Лауреат литературной премии Максима Клана, он еще в детстве нашел вдохновение в этих насекомых.
Его творчеству посвящены не только персональные выставки в городах России и за рубежом, но и фильмы федеральных каналов.
Разбойников – обладатель уникальной коллекции бабочек, человек, изображающий их в разных техниках и для разных целей, но всегда одинаково – гениально.

- Александр Валентинович, почему бабочки?

- В детстве я любовался бабочками как красивыми объектами природы. Они всегда привлекали меня, с шестого класса я наблюдал за этими насекомыми, составлял классификацию и описывал виды. Позже эти наблюдения вошли в рукописную книгу – «Бабочки Челябинской области». У меня ушло четыре года на написание более ста страниц и иллюстрации акварелью – я занимался этим в свободное от учебы и работы время.
Позднее увлекся историей и выяснил потрясающую вещь. В мифах народов мира, например, Древней Греции, слово «психея» обозначает не только душу, но и бабочку. Дело в том, что древние верили - после смерти человека его душа превращается в именно в это красивое легкокрылое насекомое.
В картине «Пантеон бабочек» я поставил рекорд - использовал изображения 167 видов.
Кроме рисунков, у меня есть стихотворение – «С». Странное название? Ничего удивительного, учитывая, что все слова (их 425) в этим произведении начинаются на букву «С». Оно целиком посвящено жизни дневной бабочки углокрыльницы С-белой (она так называется из-за причудливого узора на крыльях).
Можно сказать, что через призму бабочки для меня открылся мир.

- Но ведь Вы еще иллюстрируете книги?

- Да, по биологии, истории, археологии… Детские издания, сборники стихов.

- В сентябре в Корее была опубликована книга Владимира Мегрэ «Анастасия» - также с Вашими иллюстрациями.

- Да, я делал рисунки для этой серии. Кроме России, в США таких уже опубликовано четыре, в Голландии – три.
Тема Анастасии привлекла меня, я почувствовал в книге тесную связь с природой. Это мне близко к душе, захотел проиллюстрировать текст. Но как? Друзья посоветовали обратиться на сайт «Анастасии». Я отправил работы и их признали лучшими, стали использовать.
Сам Мегрэ знает про мои рисунки, мы даже встречались на одной презентации, но, к сожалению, друг другу представлены не были.

- Ваш триптих «Аркаим» был напечатан в журнале «Вокруг света». А древнее городище чем Вас привлекло?

- Работать над этой темой начал почти случайно. В то время я трудился на фабрике художественных изделий и получил заказ — сделать эскиз значка «Аркаим». Я плохо представлял себе, что это такое, поэтому направился в лабораторию археологических исследований Челябинского государственного университета. Там и познакомился с самыми настоящими археологами и узнал множество интереснейших вещей.
Сам же Аркаим я увидел позже. Ехал туда как энтомолог: я знал, что в тех местах водится редкая бабочка аполлон. Я вспомнил стрелка-ария с обложки буклета. Тогда-то и возник у меня образ Аполлона — солнечного бога древних греков, стреляющего из лука золотыми стрелами с колесницы, запряженной четверкой лошадей. И ведь сама форма Аркаима в плане напоминает солнечный диск с лучами секторов-жилищ. Тогда родилась первая идея картины…
Мне запомнился один эпизод, кажущийся очень символичным. Недалеко от городища, на самом входе на дороге лежала, свернувшись в клубок, змея – степная гадюка. В мифологии – это символ мудрости, вечности. Она приподняла голову, а потом… отползла в траву. Я понял: она, как хранитель сокровищ, пропустила нас в эпоху Бронзового века. Эта змея изображена на центральной части картины.
А дальше… Я побывал в запасниках у археологов, собрал недостающие материалы. Профессору Геннадию Борисовичу Здановичу, директору центра «Аркаим», так понравилась работа, что он попросил ксерокопию и повесил ее у себя в кабинете. Потом эту копию отправили в музей Аркаима. Серия работ на эту тему вылилась в целый альбом.
А пять лет назад открылась моя галерея «Легенда Аркаима».

- Тема древности интересна Вам до сих пор?

- Да, мне это интересно. Однажды, к 2000 году, Игорь Духовный, директор издательства «Автограф», заказал календарь. Я подумал – отличная возможность реализовать авторский проект! И изобразил на календаре Южный Урал в исторических образах: от скифов, от каменного века до сегодняшних дней. Моим соавтором стал Сергей Боталов, предоставивший мне археологические материалы.
Кстати, потом с Боталовым мы сделали несколько книг, я иллюстрировал его стихи.
Но, по большому счету, мне интересно все, например, новые формы творчества… Мне повезло поработать с мастером – известным во всем мире челябинским фотохудожником Сергеем Васильевым. Нас сблизила тема бодиарта и мы своими силами выпустили сборник «Дива».

- Вы сказали, что работали на фабрике художественных изделий. А чем еще занимались в разное время?

- Вообще, я рисую с трех лет. Окончил художественное училище. В 1984–1997 годах работал художником на фабрике, позже - в редакциях газет «Деловой Урал» и «Уик-енд». Два года я был художником-разработчиком в типографии «Вилард».

- А сейчас?

- Сейчас я сам по себе. Уже восемь лет.

- Как же вы решаете вопросы финансирования такого большого количества проектов?

- Я оформляю и распространяю работы за свой счет. Я обращался в различные издания с просьбой о помощи, но мне говорили, что в настоящий момент у них отсутствует такая возможность. Я живу частными заказами, которые, к сожалению, непостоянны. Иллюстрирую книги. На жизнь хватает, хотя воплощать в жизнь яркие задумки или глобальные проекты практически невозможно. Жаль, потому что идей очень много.

- Где выставлялись Ваши работы?

- Мои персональные выставки состоялись в Челябинске, Екатеринбурге, Новосибирске, Тарту (Эстония), Владивостоке, Находке, Москве, Санкт-Петербурге, Каунасе (Литва), Кургане, Магнитогорске.
Многие из работ были опубликованы в изданиях «Наука и жизнь», «Юность», «Наука и религия», «Вокруг света», в «Уральском следопыте». И в челябинских журналах – «Интеллектуальные игры», «Дорогой», «Челябинск», «Шахматная поэзия», «Остров», «Тропинка».

- У Вас есть ученики?

- Нет. Я никому не передаю свой опыт.
Знаете, Виктор Гребенников, ученый-энтомолог и художник из Новосибирска, в своей книге «Мой мир» назвал меня своим последователем. Я увидел его работы – насекомых он увеличивал на холсте в тысячи раз, создавая полную иллюзию взгляда в микроскоп, и был настолько впечатлен, что поехал в Новосибирск знакомиться с автором.
Наверное, я действительно в своем творчестве что-то заимствовал от Гребенникова. Но, если говорить честно, я считаю свое направление отдельно стоящим, мои картины – это синтез науки и искусства, творчества и природы.

- О чем мечтает художник Александр Разбойников?

- Мечтаю сделать альбом из своей рукописной книги. Настоящий…

Комментарии 0