Яндекс.Метрика

Генеральный директор ПО «Маяк» Виталий Садовников:<b> Сейчас идет согласительный процесс с Госатомнадзором<b>

Фото Генеральный директор ПО «Маяк» Виталий Садовников:&lt;b&gt; Сейчас идет согласительный процесс с Госатомнадзором&lt;b&gt;

Генеральный директор ПО «Маяк» Виталий Садовников дал интервью газете "ПрО Маяк".

-Виталий Иванович, 15 января Вы вернулись из очередной командировки в Москву и, конечно, все ждут ответа на волнующие вопросы: получит ли лицензию 235 завод и что будет с "Маяком" дальше.

-Из этой командировки я лицензию не привез. Но если прогнозировать ситуацию, то лицензию мы все равно получим и возобновим работу завода 235, а значит и в полном объеме всего "Маяка". Но получим мы эту лицензию при выполнении определенных условий.

Сейчас идет согласительный процесс с Госатомнадзором. Мы отрабатываем выдвинутые нам условия, возможность, с одной стороны, их безусловной реализации, и, с другой стороны, рассматривается приемлемость реализации требований, выдвинутых Госатомнадзором. Что означает эта приемлемость? Можем ли мы выполнить все условия сразу, или тот же результат может быть достигнут постепенными шагами, поэтапно. Мы идеи вторым путем, который действительно приемлем. Я бы сказал, что сегодня никто не стоит по разные стороны баррикад – идет нормальный согласительный процесс. Конечно, он не простой и не моментальный, а достаточно сложный.

В этой командировке я вел переговоры с руководством Госатомнадзора, с Атомконтролем, который готовит экспертизу наших документов и затем представит в Госатомнадзор результат: то есть соответствие этих документов законам и нормативным актам, которыми регламентируется деятельность ядерного опасного производства, коим является ПО "Маяк".

-То есть сейчас идет работа по выполнению требований Госатомнадзора по поводу прекращения сбросов радиоактивных отходов в Теченский каскад водоемов?

-Работа ведется не только в этом направлении. ТКВ - это пример одного из жестких условий. И по нему мы готовим мероприятия, которые позволяли бы не только осуществить снижение этих сбросов, но и проконтролировать их. Это должно быть сделано поэтапно, на протяжении определенного отрезка времени. Отрезок времени тоже должен быть аргументирован, то есть мы должны выбрать срок выполнения, обусловить и показать, что будем делать.

Но кроме проблемы сбросов, мы вообще-то уже достаточно давно рассматриваем вопрос экологической проблематики производственного объединения "Маяк". Это и Теченский каскад водоемов, это и Карачай, и водоем 17-ый, и гряда водоемов, которая расположена в санитарно-защитной зоне "Маяка", это и водоемы, обеспечивающие работу "Маяка".

И все это должно быть выстроено в единую, вполне воспринимаемую программную схему. По-другому мы не можем подходить. Но раз сейчас остро встал вопрос экологической составляющей ТКВ, значит, мы здесь всё должны проработать достаточно четко.

И после получения лицензии на 2003 год мы продолжим работу по названной программной схеме. Это будет то условие, которое войдет не только в лицензию 2003 года, но и в лицензии следующих годов.

Вот на такой глубокой проработке вопросов и зиждется определенная уверенность в том, что лицензия будет и будет нормальное, стабильное состояние работы.

-Учитывает ли Госатомнадзор тот факт, что их требования входят в определенные противоречия с тем разрешением на сбросы отходов в ТКВ, которое "Маяк" в свое время получил от Министерства природных ресурсов на период с 2000 по 2005 год? Нет ли здесь дисбаланса?

-Дисбаланса здесь нет. И согласительный процесс как раз заключается в том, что мы обсуждаем реальность принятых мероприятий для того, чтобы они были исполнимы. То есть по сравнению с 2002 годом мы должны снизить выбросы на какую-то долю и так далее.

При том вовсе не означает, что это снижение будет идти по нарастающей. Почему? Потому что любые мероприятия должны соответствовать реальности. Мы прекрасно понимаем, что только тогда, когда мы запустим в полной мере очистительный комплекс (например, установки цементирования), тогда мы можем говорить о приближении к моменту окончания сбросов.

Теперь. Завершили мы, допустим, сбросы тех же среднеактивных отходов. Но у нас ведь еще стоит "памятник" первоначальной деятельности "Маяка", первому Атомному проекту, – это те отходы, которые стоят у нас в банках комплекса "С". Их же тоже нужно перерабатывать, их же тоже надо утилизировать. Я уже говорил, что безотходного производства не бывает. Другое дело, что к проблеме утилизации мы подходим с новой позиции: с точки зрения минимизации отходной части.

А поставить условия, чтобы в результате деятельности "Маяка" никаких отходов не возникало, - нет таких производств ни в мире, ни в обозримом будущем. Даже хлебозавод работает с отходами.

Так что процесс далеко не простой.

Сейчас в Госатомнадзоре работают наши специалисты по тому или иному виду технологии, которые в процессе обсуждения вырабатывают общую позицию.

-Минатом в этом принимает участие?

-Садовников: Обязательно. Очень большую помощь оказывает и мощную контролирующую функцию выполняет первый заместитель Министра Михаил Иванович Солонин. И я благодарен ему за эту поддержку "Маяку".

-Виталий Иванович, и теперь вопрос, дабы развеять домыслы и слухи. С Вами перезаключили контракт на работу в качестве генерального директора ФГУП ПО "Маяк"?

-Совершенно верно. Со мной продолжили работу в качестве генерального директора Федерального государственного предприятия ПО "Маяк".

Почему я подробно сказал, потому что произошла некоторая задержка по оформлению контракта как раз из-за того, что 3 декабря вступил в силу закон о ФГП, в котором появились новые требования к контракту. Предыдущий контракт закончился 14 декабря. А новый необходимо было дополнительно согласовать с Мингосимуществом, так как контракт подписывается в двух министерствах: по атомной энергии и по госимуществу. Это касается всех руководителей ФГП Минатома. Новый контракт со мной был подписан 5 января.

-И последний вопрос. Ваша командировка совпала с празднованием в Москве 100-летия со дня рождения И.В. Курчатова. Ваши впечатления?

-Всё празднование проходило с 10 по 12 января. Это было совместное мероприятие Российской Академии наук и Минатома.

С докладами об И.В. Курчатове выступили: Министр по атомной энергии А. Румянцев, президент РАН Ю. Осипов, директор Курчатовского института, академик Е. Велихов, Министр обороны С. Иванов, вице-председатель Госдумы В. Жириновский.

Кроме того, было просто общение с коллегами: в торжестве участвовали представители всех предприятий и научных центров нашего Министерства, которые начинали работать на базе научных разработок И.В. Курчатова и А.П. Александрова, столетие которого будет отмечаться 13 февраля.

Я, к сожалению, участвовал только в последнем заседании, 12 января, а 13 работал с Госатомнадзором.

14 января было заседание рабочей группы, в которую я вхожу, по инвестиционным проектам Минатома, и "Маяк" тоже претендует на определенные инвестиции для своего развития.

Комментарии 0