«Реквием» Верди прозвучит в челябинской опере

Фото «Реквием» Верди прозвучит в челябинской опере

История создания «Реквиема» длительная и эмоционально тяжелая для Дж. Верди. Рубеж 1860 - 1870 годов стал для итальянского композитора «черной полосой» в жизни: один за другим умерли его отец, близкий друг и сотрудник-либреттист Франческо Пиаве, композитор Джоаккино Россини и писатель Алессандро Мандзони. Боль от потери близких людей отразилась в музыкальном произведении, которое в дальнейшем стало столь же популярным, как и оперы Дж. Верди. Несмотря на трагичную предысторию, в музыкальном мире «Реквием» считают светлой молитвой.

«Конечно, Верди писал «Реквием», чтобы поделиться своей болью. Но в тоже время в произведении много светлых и жизнерадостных моментов, - пояснила главный хормейстер театра Наталья Макарова. - Начало и окончание произведения соответствует названию. Но в середине очень много каких-то «райских» напевов, совершенно не мрачных, безумной красоты. Их особенно много у солистов. В «Реквиеме» задействованы крайние степени эмоций: от отчаяния к надежде. В нем одновременно много света и каких-то мрачных оттенков».

Все это требует от солистов и артистов хора полной эмоциональной отдачи. «Реквием» исполняется в концертном варианте и не предполагает какой-либо сценической драматургии. Отсутствие пышных декораций и активного действия среди актеров, оставляет зрителя наедине с музыкой.

«Никакого формализма быть не может, изобразить эмоции не получится, надо отдаваться 100%. Надеть маску и сыграть - не получится, сразу будет слышна фальшь, - добавила Наталья Макарова. - Поэтому, все внимание только в музыку, вся отдача – это только звук и эмоция. Перед артистами стоит очень много задач. Вообще, «Реквием» будет одним из самых эмоциональных произведений в репертуаре нашего театра».

Критики находят сходство «Реквиема» с оперой Дж. Верди «Аида». Среди повторяющихся музыкальных образов отмечают мужественную героику, гневный протест, глубокое страдание и мечту о счастье. Указывают также на одинаковые мелодичные ходы с другой оперой итальянского композитора – «Травиатой». Все это, говорит об оперной выразительности «Реквиема». Но лейтмотивом произведения остается духовный текст. Ведь в основе – заупокойная месса.

«Молитвы идут в определенном порядке. Всего в «Реквиеме» семь частей. Интересен второй номер «Dies irae» или «день гнева». Это номер, в котором рассказывается, что ждет грешников в день суда Господня. Это единственная часть, в которой собрано несколько молитв. Обычно в таких произведениях одна молитва в номере. А Джузеппе Верди объединил молитвы в музыкальную композицию. Это его видение формы, - рассказала Наталья Макарова.

«Реквием» Дж. Верди знаком челябинской труппе. Артисты исполняли его один раз в составе Магнитогорской капеллы и дважды самостоятельно. Очередное прочтение музыкального шедевра можно будет услышать 18 декабря.

Комментарии 0
    Новости по теме Челябинский театр оперы и балета