Как живет «огород Челябинска»: встреча через годы
Последний раз на полях сельхозпредприятия «Красноармейское» в одноименном районе я была ровно 17 лет назад, поэтому ехала туда с интересом – чем удивит хозяйство образца ХХI века: чем-то новым или, наоборот, стабильным постоянством? Но радовало уже то, что по-прежнему возглавлял «Красноармейку» Василий Васичкин: как выбрали его в 1997 году, так он и директорствует все это время, за исключением пяти лет, когда «сходил» в главы района. Все остальное время здесь, сохраняя, можно сказать, крепкой мускулистой рукой хозяйство, которому уже отдана четверть века. Потому что пришлось ох как нелегко с середины 90-х противостоять процессам дробления хозяйств (а их в районе было 14 – крепких, многопрофильных) и повсеместного свертывания сельхозпроизводства. А вот на смену главному агроному Геннадию Григорьевичу Мальцеву, с которым мы обсматривали тогда угодья, пришла Ольга Рыженкова, опытный семеновод. А семенной картофель – главная «фишка» хозяйства, единственного оставшегося цельным в прежних границах, сохранившего все направления деятельности и не потерявшего своей независимости.
Седьмой день июня, а дождей за последний месяц выпало лишь 6 миллиметров… У серых хлебов началось кущение, и вода сейчас нужна для растений, как говорится, «по жизненным показаниям», а дождей нет. Главный агроном заметно переживает, но все же надеется на скорый дождь…
А пока мы едем на поля – все так же привольно огромными стогектарными блюдами раскинулись они посреди березовых лесков…. Вот и картофельное – «конек» СХП. А что это? Поливают картофель? Невиданная мной прежде гигантская конструкция движется на колесах, как оказалось, по кругу.
Я-то помнила на этих же полях орошение капусты с поливальных машин со 100-метровыми крыльями. А теперь тут современная новинка – круговая оросительная система RKD. «Красноармейцы» первыми в области закупили четыре такие установки, и несколько лет без особых хлопот поливается даже поле с раннеспелым картофелем, а захватывает этот «дождик из речки» до 90 гектаров за круг. Следующее поле – капустное на сорока гектарах, белокочанную универсальную нескольких гибридов капусту высадили уже всю, ростки при тепле и поливе поднялись хорошо. И через дорогу смотрят на них с завистью серые хлеба: им-то ждать водичку только с неба… так где ж все-таки дождик?
«Драгоценный» картофель из пробирки…
По пути в контору заехали в теплицу – здание 60-х годов из дерева, обложенное кирпичом, исправно служит полвека. Пахнуло ностальгией, когда вошли вовнутрь – сени, деревянные полы… а вот собственно ряды настилов с тысячами зеленых ростков картофеля…
«Все они выращены из одной пробирочки, – поясняет местную технологию Ольга Рыженкова, – выращиваем меристему и потом ее черенкуем и размножаем».
За один заход тысяч 50 корней получается. Очень хлопотное это дело, и в основном для женских рук: надо тщательно все ростки перебирать, сортировать, чтобы больных не было. Потом эта партия переедет в уличные теплицы, где вырастят мини-клубни. Затем этот мелкий картофель заложат на хранение и передадут «полевому бригадиру» для размножения на полях. А вообще, чтобы вырастить семена-элиту, требуется пятилетний цикл работы и заботы. И каждый год он запускается вновь…
Из сортов на табличках знакомый только, по-моему, навечно прописавшийся в Миасском (центральная усадьба) сорт «Невский», а вот прежние лидеры местного картофельного поля – «Эскорт» и «Гранат» теперь и не упоминаются. Ольга даже искренне удивилась: давно уж забыли про такие сорта, сейчас возделываются немецкая «Розара» и голландский «Ред Скарлетт».
Всего под картофелем в хозяйстве около 600 гектаров, – это самый большой картофельной клин в области. Впечатлило и сравнение с урожайностью «из прошлого»: в 1999 году «Красноармейское» собирало картофеля рекордные (среди хозяйств района) 128 центнеров с гектара, нынче же обычными стали 300! Но порой анатомия этого успеха не радует крестьян: в прошлом году прибыли от картофеля при великолепном урожае не получили – все «по нолям», если и не в минус, вышло, а вот почему, об этом чуть позже.
И проблемы с ценами…
Итак, новый сельхозгод начался. Что там впереди? Проблем, кроме погоды, немерено. Директор Василий Васичкин серьезен и откровенен:
- Семнадцать лет прошло? Время летит… Но мы ведь работать хуже -то не стали, а вот результаты… Трясет постоянно селянина, как на вулкане. То одна «новость» подкосит, то другая, и думаешь, а как потом сводить концы с концами? Вот давайте посмотрим, что у нас с картофелем случилось.
Покупателю нужна дешевая продукция, а производителю нужна дорогая (мы имеем в виду сейчас отпускную цену из хозяйства). В этом сезоне картофель стоил в два и более раз дешевле, чем в предыдущую зимовку (2014 – 2015 гг), когда мы продавали по 16, а к весне по 17 рублей за килограмм. А в этом году зимой цена падала до 6 рублей. Но (!) себестоимость-то наша не уменьшилась, а значительно увеличилась! Вот конфликт интересов!
И с картофеля, объективно, мы ничего не получили, чтобы начать с заделом этот новый полевой сезон. Что случилось? Вот цифры с ходу: в России в прошлую уборочную собрали картофеля 33миллиона тонн, а потребность была 31. Не каждый год такое «перепроизводство», но оно бывает регулярно. Цена резко упала, и мы вынуждены были продавать картофель дешевле, чем 5-6-7 лет назад. Ну ладно, пережили б эту неприятность, если б себестоимость держалась на том же уровне, как в удачные годы. Но ведь она резко скакнула в прошлом году вверх, почему? Доллар-евро выросли, а у нас все семена закупные, импортные. Они подорожали в 2 раза – это первое; у нас сегодня нет своих средств защиты растений, они в России все почти импортные и тоже подскочили в цене соответственно более, чем в 2 раза, это уже второй коэффициент удорожания себестоимости; далее идем – удобрения российские, но и на них на 40% цена выросла. Кто скажет, как при таком раскладе селянину работать?? Итого имеем: отдавали (иначе и не скажешь) картофель, свой труд, по бросовой почти цене – даже чуть ниже себестоимости. А ведь надо было на что-то и новый крестьянский год начинать…
Что будет этой осенью, мы не знаем: какой получим урожай, какая установится цена в этом году, – это будет рынок формировать.
А в прошлом году мы получили 12 тысяч тонн картофеля (!).
– А где же вы храните такое богатство, обычно при знатном урожае проблемы с овощехранилищами бывают?
– Так мы давно модернизацией «советских» хранилищ занимаемся, перманентно отремонтировали почти все. И сегодня полный их объем, с собственными новостройками, – 16-17 тысяч тонн. И если раньше в одном помещении хранилось 1200 тонн продукции, то теперь стало входить 2 с половиной. Почему так? Секрета нет: если ранее закладывали корнеплоды с высотой бурта в 2 метра, то с новой вентиляцией и модернизацией стало возможным закладывать их вверх на 4 метра. И все это – заметьте – работает на автоматике (Еще бы! Ведь Василий Васичкин – инженер–механик выпуска славного ЧИМЭСХа, ему и карты в руки по этому делу!). Там, кстати, все хранится хорошо, мы довольны.
– Василий Егорович, репортаж 1999 года назывался «Огород Челябинска», ведь совхоз «Красноармейский» и задумывался как пригородный, овощеводческий для областного центра. И время доказало, что правильный был выбор, под боком уже у города-миллионника вы практически перекрывали значительную часть потребностей горожан в картофеле и овощах. И, по большому счету, они вас всегда выручали, если бывали проблемы в мясо-молочных делах.
– Да, это важно, уточню: реализация в денежном выражении у нас всегда была практически пополам – только один год получше в растениеводстве, другой год – в животноводстве. При этом меня критиковали, и сейчас, возможно, критикуют за это мое твердое мнение, но я считаю: хозяйство в сельском производстве должно быть многопрофильным. Тогда проще – приходится использовать такой термин – выживать. И животноводство, кстати, у нас также достаточно серьезное, в прошлом году с него мы реализовали продукции на 110 миллионов рублей при общих продажах на 210.
– Василий Егорович, логично задать этот вопрос: каким вы видите, накануне 60-летия вашего хозяйства (в апреле 2017 года), будущее Красноармейского СХП?
– Я скажу так: нельзя делать сильно резких шагов в производстве: то одно, то другое… начнешь метаться, вообще ничего не получишь. Да – лен, да – рапс, да – еще что-то. Но другие культуры это и другие технологии. Конечно, надо заниматься, но надо аккуратно заниматься всеми делами на земле…Мы сохранили хозяйство, и будем сохранять его дальше таким, какое оно есть сегодня.
-
Весенняя страда на высокой скорости21 мая 2018, 12:41
-
Крестьянское хозяйство Карсакбаевых: Если работать с удовольствием и на совесть – результат непременно будет16 ноября 2017, 19:52
-
Госдума опасается катастрофы на селе из-за низких цен на зерно16 ноября 2017, 11:56
-
Российский чай набирает обороты16 ноября 2017, 11:54
-
Ни копейкой меньше для АПК в бюджете -2018 – таково решение профильного комитета Госдумы14 ноября 2017, 11:50