Родители в селах, дети в городах: подворья сельчан все чаще – «гостевые» для наследников

Фото Родители в селах, дети в городах: подворья сельчан все чаще – «гостевые» для наследников

Почему- то все улицы в селе Краснинское такие длинные? Вот мы идем и идем по нескончаемой Школьной уж сколько… «Может, машину сюда подзовем, а то еще до поссовета больше километра? – предлагаю. «Нет, – шутливо отрезает Олеся Владимировна, – Вот вы сами прочувствуйте, каково моим переписчицам по Верхнеуральскому району больше месяца ходить».

Прочувствовала: в тени + 35, а под палящим солнцем, под которым по деревням ходят женщины в синей униформе (в ней еще жарче! ) – уж точно, все + 60 .. . И так ведь каждый день: с 1 июля, с начала их работы «в поле» – в районе конкретная засуха.

Только вечером 4 августа какие-то залётные тучи вылились водным шквалом и унеслись в другие края. А над верхнеуральскими просторами снова раскаленное солнце.

Краснинское – красное – красивое…

Большинство дворов в Краснинском – 400 – в ведомстве переписчицы Ольги Каримовой, еще две улицы с 77 дворами уже переписала ее коллега по работе в администрации поссовета и односельчанка Любовь Арзамасцева, теперь она работала в одной из небольших деревень поблизости. Обе уже почти закончили обход «своих» респондентов, в последние непереписанные подворья мы пошли вослед за Ольгой Каримовой. Сразу отметила особенность этого села – улицы не только длинные, но и такие широкие, под стать верхнеуральским просторам.

Старший специалист отдела госстатистики Магнитогорска по городу Верхнеуральску Олеся Мещерякова, приехавшая в соседнее Подольское на конкурс операторов машинного доения для вручения подарков от ВСХП лучшим участникам, специально завернула сюда, чтобы рассказать о переписи в районе. Так мы с ней и ходили по селу, знакомились с людьми, расспрашивали о житье-бытье. Почти везде в этот дневной час нам открывали калитки жители-пенсионеры. Увы, но российское село нещадно стареет, молодежь более массово, чем когда-либо, покидает дома родителей-сельчан. Причин уйма, их все знают, но, однако, в обратную сторону – завлечения молодежи к работе в агросекторе – дело не поворачивается.

Вот и дворы, в которые мы заходили после переписчика, нам подтверждали печальную статистику. Кстати, надо отметить, что при этом во всем Краснинском поселении из пяти сел и хутора, еще сильна крестьянская заповедь – «живешь на селе – держи скотину и сам себя корми». Птица здесь практически у всех, буренки почти в каждом втором дворе.

А о хуторе Хлебинка будет совсем другая история: об этом «родовом гнезде» семейства Фоминых, которое оно возродило на пепелище деревни их предков, уничтоженной лет 40 назад с клеймом «неперспективная».

Каков двор, таков и хозяин…

Хочешь узнать, какой хозяин, зайди во двор. Чистота, порядок, клумбы, в ограде под окном розы, ни лишнего ведра, ни «нужных в хозяйстве» досок и железяк не валяется – это общее описание краснинских дворов. Приятно в такой двор входить, ей Богу.

IMG 0134

Порадовал своей ухоженностью первый же, куда гостями после переписчика мы зашли познакомиться с хозяевами.

Надежда Кунашикова, энергичная и радушная казашка лет шестидесяти, обстоятельно рассказала нам о своем подворье, а после даже провела экскурсию по немалому хозяйству. Хорошо, что «ужиматься» и тесниться кунашиковской живности не надо – по земле усадьба просторная, на прикид, соток в 25-30. «Четыре коровы, все дойные, семь лошадей, овец 15 голов, телята, даже жеребенок небольшой, птица вся гуляет, у нас индюки, цесарки, куры, – перечисляет Надежда, – У всех свой сарай, свое стойло».

Четыре пая в 45 га под сенокосами, поэтому сена хватает, косят своей косилкой. Есть трактор, своя газель, погрузчик, «Жигули», само собой… а недавно прикупили новую «Рено».

Свое ЛПХ официально регистрировали и брали кредит под развитие, покупали коров, лошадей, потом разводили своих. Однозначно, что главная хозяйка на подворье – Надежда: и доярка, и скотник. За мужем Сергеем – вопрос техники и луга-поля.

Как оказалось, для них давно «больной вопрос» – сдача-продажа выращенного в хозяйстве. Вот возьмем коров: они дают, даже по жаре, 18 литров в сутки. Так что литров 30-40 ежедневно можно собирать для сдачи. Но, к сожалению, заготовители с соседнего Нагайбакского района берут хорошее жирное молоко аж по…14 рублей за литр! Цену устанавливают сами, а куда крестьянину в степи деваться? Забот и так невпроворот, чтобы сбытом заниматься… В разговор вступил приехавший с работы на обед глава семейства Сергей, поразило, что он говорил такие обыденные вещи, о которых твердят крестьяне уже десятилетиями:

– Надо в сельской местности сделать так, чтобы не перекупщики приезжали к нам и закупали наше мясо-молоко, а специальные государственные организации: пусть государству польза будет. Я готов государству рубль отдать лишний (снизить цену на товар на рубль, – надо полагать – Л.К.), чем частнику 50 копеек уступить, вот разница в чем! Это наживается кучка людей, а не государству в казну идет.

Чувства крестьянские понять можно: ведь все это «продовольственное изобилие» пенсионерам дается нелегким трудом: встают в 5 утра, ложатся в двенадцатом, да и то, «когда управимся», уточнила Надежда.

А их три сына с семьями давно живут в Магнитогорске – совсем городскими жителями стали, внуки там родились, приезжают к бабушке с дедушкой лишь погостить. Правда, сыновья всегда по первому зову, что говорится, приезжают подсобить родителям…

Похожая история и в доме напротив. Ирина Семенова тоже живет вдвоем с мужем, уже 35 лет здесь – как вышла в Краснинское замуж из соседней деревни. Днями справляет Ирина Ивановна пенсионный юбилей, вот тогда будет больше времени, признается, уделять внимания саду-огороду, любимым цветам.

–Живем всем своим: есть корова, теленок, поросенок, уток десяток, одна свинюшка и куры для яиц.

IMG 0137Ирине Ивановне не привыкать иметь во дворе скотину, она ведь управляется с нею с детства. На огороде картофель, в саду овощи меж яблонь и груш. Только одна кручина – дети далеко: дочь живет с внучкой в Германии, в гости за 3 года впервые приехала – на юбилей. Сын тоже в Магнитогорске.

– Так что нам двоим и этого хватает, сын с нас ничего не берет, ему, неженатому, в городе много ль одному надо? Делаем салаты, солим помидоры, огурцы. Все свое, увеличивать нет резона. В общем, живем – не жалуемся, – не особо-то весело говорит Ирина Ивановна.

Любопытствую, а не тяжелее ли стало жить тут, в селе, хотя б в вашем?

– Я даже не знаю… только вот как медработник наблюдаю, что население стареет, молодых нет. И если раньше была в Краснинском участковая больница, то сейчас только центр врача общей практики.

Прощаемся, Ольга Каримова продолжила свой переписной путь, а мы с Олесей Владимировной отправились по солнцепеку как раз той длинной сельской улицей обратно к поссовету, с чего и начался мой репортаж об особенностях сельхозпереписи в Краснинском.

По пути о статистике…

Не теряя времени, по пути обобщаем впечатления и подводим итоги. Олеся Владимировна наизусть сыплет цифрами, видно, она «в теме» и помнит все назубок. Во всем районе 23 переписчика должны посетить 10 тысяч 501 объект, за неделю до конца кампании переписать осталась где-то одну десятую. Закончена перепись всех сельхозорганизаций, микропредприятий, некоммерческих садоводо-огороднических товариществ, К(Ф)Х .

– Нам осталось совсем немножко, думаю, к 10 августа мы полностью закончим районную перепись, – обещает Олеся Владимировна.

И для такого прогноза у нее есть все основания, – на половине участков работа уже закончена, началась проверка листов. И еще – если закончить основную работу раньше, значит, останется время на исправление ошибок. Если они еще будут, конечно…

ПодГороюХлебинка

Комментарии 0
    Новости по теме Агро+