Яндекс.Метрика

Андрей ИЛЬИЧЕВ: «Идеальное средство воспитания - деньги»

Фото Андрей ИЛЬИЧЕВ: «Идеальное средство воспитания - деньги»

Между энциклопедией выживания, многочисленными детективами и практическим пособием по охоте на мужчин есть нечто общее. Так считает автор всех этих книг и наш знаменитый земляк Андрей ИЛЬИЧЕВ (литературный псевдоним - Андрей Ильин). Во всех этих книгах он пытается формулировать алгоритмы или методики достижения успеха. И судя по тому, что многим людям эти «сценарии» поведения помогли добиться цели в реальной, а не книжной жизни, дело свое Андрей Александрович делает не зря. Да и его личный пример заслуживает внимания: стать одним из самых издаваемых авторов в России - это дорогого стоит.

Часто к Андрею обращаются как к эксперту по вопросам выживания на природе и в условиях города. Обратился и я, сузив тему до «детской». Что должны предвидеть родители, чтобы помочь своим детям адаптироваться к условиям взрослой жизни? Получились любопытные советы для детей и их родителей.

- Первой средой обитания малыша становится квартира или дом родителей. Мы привыкли слышать, что дом - моя крепость...

- Но это и место потенциальной опасности. Общеизвестно, что большинство ожогов люди получают не в горячих цехах, а на кухне. Сковородка может стать причиной несчастья для ребенка, который «запнется» о ее ручку головой и опрокинет на себя сковороду. А сколько несчастных случаев происходит в ванной!

Мы привыкли судить об опасностях в квартире с точки зрения себя, взрослого. Смотреть на это с высоты своего роста. А нужно изменить точку зрения - в прямом смысле. Для этого встать на четвереньки, чтобы сравняться в росте со своим ребенком, и обойти квартиру. Вот шкафчик. Шкафчик как шкафчик - но это для вас. А если его заденет ребенок и начнет качать, он может упасть на него. Вот висят ходики с гирькой. Симпатичная вещь. Опять же для вас. А если ребенок начнет тянуть за гирьку, часы могут сорваться и сильно ударить его. Домашние растения могут оказаться ядовитыми, а ребенок их захочет попробовать. Вы считаете, что у вас два милых существа в доме - ваш ребенок и ваш ротвейлер, который может начать конфликтовать с малышом даже из-за ревности к хозяину.

- Моя знакомая позволила маленькому сыну сунуть палец в розетку. Чтобы раз и навсегда такая охота отпала...

- Поступила разумно, правда, лучше такой урок преподать с напряжением менее опасным, чем в розетке. Это же касается и знакомства с горячим-холодным. Вообще больше нужно стараться не говорить, а отыгрывать различные опасные ситуации. Этот же сценарный подход касается и различных криминальных опасностей. Таких, например, как проникновение в квартиру злоумышленников в отсутствие родителей. Куда в такой ситуации звонить ребенку, где быстро найти нужный телефон, что кричать в окно, как звать на помощь? Все это лучше оговорить и отыграть с ребенком заранее.

- Все, о чем мы с вами говорили, касается маленьких детей. Как известно, маленькие дети - маленькие проблемы...

- С подростками действительно больше проблем. Предстоит решать задачу отслеживания подросшего чада. Да, в прямом смысле - подслушивать, подглядывать, проверять содержимое карманов. Если обнаружите в одном из них наркотики, ни в коем случае сразу не устраивайте разборки. Нашли наркотики у сына - не выкладывайте перед ним свои козыри, тем более, что ребенок выкрутится - вы ведь сами в глубине души хотите, чтобы он оправдался. Нужно накапливать информацию. Нашли наркотики несколько раз, тогда и нужно думать, что делать, как поступать. Тогда и ребенку будет сложнее отбрехаться, да и вы напугаетесь сильнее.

- И как же реагировать?

- Не дожидаться реального наказания со стороны общества, которое придет в виде милиции или еще кого-то, а провоцировать его самим. Например, пойти к участковому, и пусть за денежки он поймает с поличным ваше чадо, а потом попугает его по вашему же сценарию. Пусть подросток поймет, чем для него это увлечение может закончиться. Лучше это делать, конечно, со знакомым сотрудником милиции. Или с врачом - пусть устроят подростку пребывание в наркодиспансере. Люди, в том числе и дети, особенно в переходном возрасте, не верят словам.

- А взрослые часто не хотят разрушать положительный образ своего ребенка.

- С этим, действительно не стоит торопиться. Расскажу реальный случай. У моего знакомого из карманов стали пропадать деньги. Сын регулярно втихую брал их у папы. Оказалось, что бы платить «дань» своим одноклассникам. Отец пошел в школу в... туалет, где узнал, кто самый страшный хулиган в школе. Встретился с ним и договорился, что тот за определенную плату будет бутузить трех обидчиков сына. Так и было. И побои сына тут же закончились. И деньги больше не пропадали.

- На какие еще опасности вы бы обратили наше внимание?

- Серьезная опасность для растущего ребенка заключается в том, что родители начинают по своему образу и подобию создавать своих детей.

- В чем же здесь опасность?

- Детям это скучно. Когда отец уверяет сына: ты будешь, как и я, инженером, и я тебя классно устрою. Юность всегда настроена на рывок. Надо к своим детям подходить более жестко, если хотите, чем к посторонним. Есть такая сказка про Золушку, все ее знают. Давайте посмотрим на нее с другой стороны. Как мачеха относилась к своим дочерям и как к падчерице, о чем мечтала для своих дочерей, а кого в итоге выбрал принц?

Мне кажется, сейчас детство должно заканчиваться раньше, чем это было у ребят нашего поколения. В 12-13 лет ребенок должен уже знать, откуда берутся деньги, что на них можно купить и что нужно сделать, чтобы они появились. Не случайно же считалось ЧП, если дочери Российского царя десять минут сидели без дела - они постоянно чем-то занимались, чему-то учились. Не случайно и будущий император в детстве проходил «воинскую службу» - пусть в игрушечном полку, пусть его никто не бил по лицу, не оскорблял и не унижал. Но все равно солдатскую лямку он пробовал, чтобы знать хоть в какой-то мере жизнь своих будущих подданных.

Деньги - идеальное средство, чтобы воспитать ребенка, подготовить его к взрослой жизни. Но пока очень многие легко разбогатевшие семьи не могут превратить свои богатства в блага для своих детей. Умудряются, наоборот, этим идеальным средством покалечить их. Родители-то отбивали, отвоевывали свои деньги, честно или нечестно - это другой вопрос, но они боролись, становясь богатыми. А их ребенок удар не держит. В результате растут дети-паразиты, живущие, пока жив организм-кормилец. Ведь не станет папы или мамы, и это чадо окажется неспособным даже удержать нажитые родителями богатства. Буржуазия может выродиться через одно-два поколения просто потому, что ее дети не смогут двигать и развивать начатое дело - они привыкли только потреблять. Не смогут даже удержать накопленное родителями.

- Это, конечно, интересно, но не все же богатые...

- Развратить можно на любом уровне благосостояния. Дав лишнюю конфетку. Или купив лишний «Ягуар». Принцип в обоих случаях должен быть один: все должно быть заработано. Не открою Америки - чем богаче дети, тем они бывают беспризорнее. Родители предпочитают откупаться от них деньгами вместо того, чтобы превратить эти финансовые возможности во благо для ребенка.

- Что это может быть за благо?

- Возможность дать навыки востребованных профессий. Не бальным танцам учить, потому что это красиво, а тем навыкам, которые реально пригодятся. Купили компьютер _ хорошо. Но не для того, чтобы тратить время на игры. Работает у вас в фирме компьютерщик, получает хорошую зарплату, пусть у него появится еще одна обязанность - научить вашего сына работать на компьютере, выполнять те задачи, которые необходимы для вашей фирмы. Есть у вас бухгалтер - и он пусть на время станет наставником вашего ребенка. Так и времени на разные глупости, порой опасные, останется у подростка мало.

В идеале, если у вас есть свое дело, ребенок должен по мере сил участвовать в нем.

- А если своего дела у родителей нет?

- Тогда нужно стремиться дать востребованную профессию. Пусть сами вы в ней ничего и не понимаете. Именно об этом я говорил, когда сказал, что не надо стремиться делать ребенка по своему образу и подобию, если, конечно, сами себя и общество вас не относит к людям удачливым и успешным. Если же вы не такие, то ориентируйте своего сына или дочь на знакомых, добившихся заметных успехов в профессии и жизни. И стремитесь дать навыки этой профессии. Для этого можно платить специалисту. А можно, что называется, вашему сыну пойти в «подмастерье», выполнять черновую работу, быть на побегушках, но зато в форме оплаты получать ценные навыки. Мое убеждение, что учиться нужно не в различных спецшколах, а у специалистов, которые не только смогут обучить практическим навыкам, но и ввести в круг коллег и клиентов, что очень ценно.

Хорошо бы разглядеть талант ребенка и дать возможность ему развиться. Талант - штука хорошая, которая и кормит, и приносит удовольствие. Но к выявлению таланта подходите без сюсюканья, советуйтесь со специалистом, да не с одним. Иначе ошибка может больно отразиться на жизни ребенка. Есть еще одна сторона, на которой стоит остановиться. Если вы не чувствуете в себе сил, чтобы вытащить своего ребенка к будущим высотам, чтобы устроить в дальнейшей жизни, постарайтесь «втолкнуть» свое чадо в то общество, которое его потащит вперед, - более удачливых, более богатых. Через знакомых, через различные секции, студии и т.д. Хотите, чтобы вашего сына окружали умные сверстники, введите его в их ряды. Хотите, чтобы ваш сын «присосался» к богатым мальчикам и в будущем жил за их счет, и это при желании можно сделать.

Лучшее, что могут сделать родители для своего ребенка, - это не защищать его от окружающего мира, а адаптировать к нему, создавая взрослые ситуации по своему сценарию. Как-то ко мне обратились с просьбой помочь решить такую «педагогическую» проблему - пятиклассник наотрез отказывался ходить в школу. И педсовет собирали, и пороли его - ни в какую. Я был убежден, что ничего не изменится, пока не удастся доказать ему выгодность учебы в школе. И тогда я посоветовал родителям согласиться с сыном: не хочешь - не ходи. Только до совершеннолетия мы должны тебя содержать, поэтому устраивайся на работу сам, пока не закончатся школьные годы. Мальчик обрадовался, пошел искать работу - никуда его, конечно, не взяли - мал еще. И тут на «арену» вступаю я - могу помочь. И устраиваю в заранее оговоренное место, куда на «зарплату» уже были переданы деньги. Мальчик устроился уборщиком и драил вверенное помещение на полную катушку, а к нему контролирующая сторона постоянно цеплялась, заставляя перемывать. Через несколько дней он «сдался» родителям - хочу в школу. Школа для него стала более выгодным занятием.

Главный принцип педагогики, который я для себя вывел, покажется кому-то странным и даже, может быть, негуманным. Забудьте о ребенке лет до 12-13, нет, конечно, так, чтобы он был сыт и одет, но, главное, в эти годы работайте на себя.
Создавайте свои дела, развивайте способности, заводите знакомства - все это делайте, чтобы стать кем-то к тому подростковому возрасту, когда ребенок станет критически ко всему относиться, в том числе и к своим родителям. Тогда ваша ценность как родителя будет измеряться не только накопленными материальными благами, но и теми перспективами, которые вы сможете дать ребенку.
И еще - вашим кругом общения. Это я называю принципом Пугачевой - отправила маленькую дочь бабушке, но зато стала Пугачевой. Потом забрала дочь, обеспечив ей прекрасное будущее, за что та будет ей всю жизнь благодарна...

Комментарии 0