Яндекс.Метрика

Игорь Стоякин: "До 40 процентов строительных объектов в Челябинске возводится без разрешения"

Фото Игорь Стоякин: "До 40 процентов строительных объектов в Челябинске возводится без разрешения"

В Челябинской области сложилась парадоксальная и опасная ситуация в сфере контроля за жилищным строительством. С 1 января 2007 года управление архстройнадзора администрации города Челябинска утратило полномочия по надзору за возводимыми объектами. Надзор за строительством теперь может осуществляться только уполномоченным органом исполнительной власти, который в Челябинской области еще не создан.

Между тем, проблем в строительной сфере в Челябинске достаточно. Высок процент объектов самовольного строительства и брошенных объектов. На строительных площадках нарушаются правила техники безопасности и права рабочих. Прямые санкции относительно нарушителей сможет применить только госстройнадзор Челябинской области. До тех пор, пока этот орган не будет создан, архстройнадзору и другим органам контроля за строительством приходится проделывать долгий путь через администрацию и прокуратуру города и области, чтобы наказать нарушителей.

Об этих и других проблемах, а также перспективах современного строительства в Челябинске рассказывает корреспонденту "Урал-пресс-информ" начальник отдела по контролю за жилищным строительством управления архитектурно-строительного надзора администрации города Челябинска Игорь Стоякин.

- Игорь Вячеславович, расскажите, какие основные нарушения допускаются в строительстве?

- 30-40 процентов объектов капитального строительства возводится без разрешения. Это юридически «грязные» объекты. Помимо отсутствия разрешения на строительство у этих застройщиков, как правило, отсутствуют или не переоформлены правоустанавливающие документы на земельные участки, положительное заключение госэкспертизы проектной документации. В ряде случаев указанные застройщики возникшими у них проблемами вообще не занимаются и решают их только после завершения основных строительно-монтажных работ по объекту. Как правило, это значительно затягивает срок возведения объекта. А в результате страдают дольщики. Между тем штраф за самовольное строительство для юридических лиц на сегодняшний день составляет от 500 тысяч до одного миллиона рублей.
Но с 1 января 2006 года мы утратили полномочия по наложению штрафов. А с 1 января 2007 года вообще запрещен любой надзор за строительством, кроме государственного. Орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в Челябинской области пока не создан. Следовательно, надзор за возведением большинства объектов капитального строительства, а в их число попадают практически все многоквартирные жилые дома и общественные объекты, просто не ведется.

- Если архстройнадзор утратил полномочия по контролю за строительством, какие функции он выполняет теперь? Какие-то меры вы все же можете применять относительно нарушителей?

- Управление архстройнадзора формально продолжает наблюдение объектов. Но мы можем только фиксировать факт строительства, давать заключения по действиям застройщиков. У нас нет полномочий на применение санкций в отношении нарушителей. Мы можем только проинформировать заинтересованные организации о факте нарушения градостроительного законодательства.

- Как осуществляется контроль за сроками строительства?

- Всех интересует, есть ли нормативные сроки возведения объектов. Нет таких сроков. Есть нормы продолжительности строительства, которые раньше отслеживались государством. Сейчас это осуществляется через договор о долевом участии, договор подряда и договор об аренде земли. Если в договоре не прописаны сроки, то застройщик будет исходить в первую очередь из экономической целесообразности для своей организации и возводить объект столько, сколько удобно ему. Например, монолитные дома, которые строит «Челябстрой», возводятся сравнительно долго. Но у них такая технология. Рекордом долгостроя в Челябинске можно назвать студенческое общежитие по улице Труда, 185-а. Оно строилось 18 лет. Обычно никого не удивляют 8-9 лет продолжительности строительства объекта.

- Как можно решить эту проблему?

- В администрации города регулярно проводятся совещания по этим вопросам. Если объект инвестиционно привлекателен, то можно найти ответственных инвесторов и ускорить строительство. С объектами на окраинах города такой номер вероятно не пройдет.

- Игорь Вячеславович, расскажите про объекты из категории брошенных. Чем чревато наличие в городе таких объектов и какие меры применяются относительно их застройщиков?

- Никакой статистики по этому вопросу не ведется. Навскидку в Челябинске можно назвать примерно 50 объектов, приостановленных строительством. Это объекты долгостроя в самом крайнем его проявлении.

Брошенный объект, бесхозный объект – все суть понятия долгостроя. У брошенного объекта, как правило, есть хозяин, просто по каким-либо причинам он остановил строительство на неопределенное время. Проблема в том, что он за ним не следит. Такие объекты не охраняются, на них нет техники. И для населения они опасны. Например, в 2005 году трое детей провалились на брошенном объекте по адресу Новороссийская, 19, один погиб. Детям же интересно лазить по стройкам. Или недостроенное здание профилактория по улице Блюхера – жуткое место. Здесь уничтожены все лестничные марши, несущие и ограждающие конструкции имеют критические дефекты, весь объект завален мусором и отходами.

В таких случаях необходимо формировать комиссии с привлечением МЧС. Брошенные и недостроенные объекты нужно либо восстанавливать, либо уничтожать.

- А как в Челябинске обстоят дела с подземным строительством?

- Подземное строительство – это какой-то градостроительный тупик. Возводятся одиночные объекты, как, например, Никитинский, а речь должна идти о реализации подземного градплана, не говоря уже о подземной урбанистике. Сегодня в городе нет подземных комплексов. Про метро вообще разговор отдельный. Как говорится, бюджетные объекты не обсуждаем. Вот дата ввода первой очереди метрополитена смущает: 2013 год. Напрашивается историческая параллель с 1913 годом.

- Игорь Вячеславович, расскажите, пожалуйста, о планах строительства на 2007 год.

- Прогнозы о вводе объектов в эксплуатацию мы делаем ежегодно. Сделан он и на этот год. По данным статистического управления в 2006 году введено в эксплуатацию 511 тысяч 168 квадратных метров жилья. В 2007 году, если судить по динамике освоения подрядчиками строительных площадок на территории города, максимальной строительной готовности достигнут около 90 домов. Это примерно 480 тысяч квадратных метров жилья. Плюс 70-80 тысяч квадратных метров индивидуального жилья.
Больше всего жилья вводится в так называемых районах-донорах. В Челябинске – это прежде всего северо-западный район города.

- Сколько жилья уже введено в эксплуатацию в этом году?

- В первом квартале 2007 года было предъявлено девять многоквартирных домов. В основном это десятиэтажные дома, из которых два – в Центральном районе, три – в Курчатовском.
В январе-феврале текущего года введено 73 тысячи 547 квадратных метров жилья. Из них 24 тысячи 634 – жилье индивидуальное.

- Какие еще проблемы, связанные со строительством и надзором, есть в Челябинске?

- Проблем много. Одна из главных – не успеваем нарабатывать практику. Законы выходят, а практики еще нет. Необходимы нормативы на местном уровне.

Существует проблема временных сооружений. Это павильоны, торговые ларьки, автостоянки, складские помещения и прочее, которые плодятся, как грибы после дождя. Есть две концепции по вопросу о том, что делать с такими объектами. Управление экономики предлагает отдать временные сооружения в компетенцию районов. Мы предложили взять на себя надзор за этими объектами. Но победил комитет экономики.

Управление архстройнадзора прежде всего интересуют вопросы и проблемы нормативно-технической базы, организационный порядок на строительных площадках. Например, соблюдение правил по технике безопасности, соблюдение строительных норм и правил. В Челябинске много нарушений в организации строительного процесса. На стройке должна быть чистота, на заборе должен висеть аншлаг с номером телефона застройщика, въезд должен быть посыпан щебнем, оборудован инвентарем для мытья колес, рабочие должны быть в униформе. Но даже эти достаточно простые требования у нас зачастую не выполняются. Видишь все это, и душа болит, а полномочий нет. Как я уже говорил, мы больше не осуществляем надзор. Мы сейчас, можно сказать, созерцающая организация.

P.S. В данном интервью затронуты очень серьезные проблемы безопасности проживания людей в жилых домах, построенных со всяческими нарушениями, без согласования проектной документации в надлежащем порядке. По сути на федеральном уровне оказалась разрушена система архстройнадзора над строящимися объектами, утеряны рычаги влияния на нерадивых застройщиков. Но, на наш взгляд, местные власти могли бы выработать какие-то правила игры на строительном рынке на своей территории на тот период, пока не заработает государственный контроль за объектами капстроительства. В этой связи мы надеемся получить комментарий от специалистов, ведь проблему решать надо, чтобы в будущем в городе не рушились кровли и этажи.

Комментарии 0