Яндекс.Метрика

Владимир САДЫРИН: У педагогов Челябинской области изменилась мотивация к труду

Фото Владимир САДЫРИН: У педагогов Челябинской области изменилась мотивация к труду

В Челябинской области успешно реализуется национальный проект «Образование». Комплексный подход к решению поставленных задач позволяет говорить о модернизации системы образования в целом. Каковы главные итоги прошлого года, что будет важным в ходе реализации проекта в году нынешнем – об этом корреспондент агентства «Урал-пресс-информ» беседует с министром образования и науки Челябинской области Владимиром Садыриным.

- Владимир Витальевич, чем позитивным отмечен у нас прошлый год?

- Отрадно отметить, что на несколько лет Челябинская область опережает федерацию в сфере внедрения информационных технологий в образовании. Программа дошкольного образования действует. Второй год в области создаются ресурсные центры по информатизации. Что, на мой взгляд, главное – изменилась мотивация учителей к труду. Огромное количество компьютерной техники, подготовка учителей, армы (автоматизированные рабочие места учителя), интерактивные доски – все это способствует тому, что учителя стали по-другому строить рабочий процесс, им стало интересно работать.

В сельских, поселковых школах, по сути, произошел прорыв в оснащенности. И за десяток лет школы не получали столько технологического оборудования, мебели, классных досок, компьютерных классов, как сейчас. В школы приходит Интернет, открываются школьные сайты. И результат налицо. В прошлом году 218 учителей области получили гранты по 100 тысяч рублей. В этом году для этих учителей будут оборудованы АРМы, они получат для работы мультимедийные проекторы.

Произошел просто колоссальный скачок в подготовке учителей. Мы за год обучили новым технологиям 54 процента учителей - более половины, научили их программированию, работе в Интернете.

Решению всех этих задач способствовала идея губернатора области Петра Сумина о софинансировании тех или иных проектов из бюджетов разных уровней в дополнение к федеральным деньгам, аккумулирование средств.

- И в то же время область по результатам конкурса не попала в список из 21-ого региона, которые получат помощь из федерального бюджета на комплексную модернизацию образования. Это плохо?

- Как раз нет. Условия этого конкурса, видимо, не для нас были писаны. Главным критерием конкурса была заявлена динамика решения проблемы, например, участие в ЕГЭ. Наша область участвует в ЕГЭ шесть лет, принимает экзамены по 13 предметам. Это максимум. А конкурс выигрывает и попадает в список единственная от УрФО Свердловская область, которая с двух экзаменов сегодня к 2010 году станет принимать шесть экзаменов. У свердловчан есть динамика, а у нас нет. При таком раскладе победу стоит понимать как поощрение более слабых в финансовом отношении регионов.

Наша же область очень немало собственных средств вкладывает в реализацию нацпроекта. В прошлом году вложила один миллиард 333 миллиона рублей, в текущем году эта цифра возрастет до одного миллиарда 460 миллионов.

- Владимир Витальевич, комплексные проекты модернизации предусматривают, в частности, введение новой системы оплаты труда работников общего образования, переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений. Можно об этом поподробнее…

- Новая система оплаты труда сейчас в работе. С 1 января прошлого года в школах действует норматив подушевого финансирования, идея себя оправдывает.

Изначально, конечно, не все школы выигрывают, ведь не секрет, что за пять лет количество учащихся у нас в области сократилось на 120 тысяч. В прошлом году мы «потеряли» еще 20 тысяч учащихся. Ситуация начет выправляться только к 2011 году.

Однако фонд оплаты труда педагогов в школах вырос с 3 до 4 миллиардов – на 33 процента. Мы создали надтарифный фонд в размере 25 процентов, из которого выплачиваем крупным школам надбавки. А для маленьких сельских школ, где, к примеру, может быть до десяти учеников, ввели 14 поправочных коэффициентов.

В целом все управленцы отмечают, что средств на оплату труда хватает, но мы не все предугадали. Школ с малой численностью у нас 27 процентов и здесь подушевое финансирование противоречит двум главным целям модернизации системы образования: доступности и качеству.

Есть сельские школы, в которых один-два ученика, но все же нельзя торопиться их закрывать. Надо с помощью глав муниципальных образований просчитать перспективу на ближайшие годы с демографической точки зрения и, если надо, оптимизировать сеть.

Да, начальная школа должна быть в пределах доступности. А далее, если учеников мало, может быть, стоит создавать филиальную сеть школ, как мы уже начали делать. Чтобы возить ребят в среднюю школу, у нас закуплено 576 автобусов. Правда, всплыла другая трудность, связанная с учебниками. Скажем, по истории России в 9 классе сейчас в ходу 29 учебников. Важно, чтобы в рамках средней школы и ее филиалов обучали по одной программе.

А в связи с демографической ситуацией, как я уже говорил, есть основания для оптимизма. Ежегодно рождаемость увеличивается и к 2011 году у нас будет уже 38 тысяч первоклассников. Стало быть, сохраняя школы, мы идем правильным путем.

- Скажите, пожалуйста, а зарплата учителя заметно выросла?

- На 33 процента, а если считать с доплатой за классное руководство, то на 52 процента в декабре. Хотя, конечно, зарплата учителей отстает от средней по области и от уровня зарплаты в промышленности.

Хочу подчеркнуть, учитель, на наш взгляд, главная фигура в школе. И мы следим, и будем следить, чтобы учитель не был обижен в оплате своего труда. Ведь доходило до того, что в некоторых школах до 50 процентов фонда оплаты труда уходило на управленческий персонал. Сейчас существует вето – не более 30 процентов. Если у директора восемь замов, то из субвенций мы будем платить зарплату, как положено, трем. К примеру, в 23-ей гимназии содержалось около 50 внештатных единиц, а в Нагайбакской школе из наших субвенций оплачивался труд повара и водителей. Это неправильно.

- Владимир Витальевич, расскажите, пожалуйста, об основных направлениях реализации национального проекта в текущем году.

- Этот год будет Годом профобразования. Всего на начальное и среднее профобразование будет выделено 262 миллиона рублей (90 внебюджетных, 172 из бюджета области). Комплекс мероприятий предусматривает дальнейшее развитие сети ресурсных центров по ведущим для промышленности области профессиям. В этом году планируется создать дополнительно десять новых ресурсных центров на базе профучилищ и не менее двадцати – на базе областных колледжей и техникумов, подведомственных Минобразования, Минкульту и Минздраву. Отбор учреждений под эти центры будет производиться на конкурсной основе и с сохранением принципа софинансирования за счет средств промышленных предприятий.

Новым направлением будут также меры государственной поддержки системы дошкольного образования, федерального финансирование которой не предусмотрено. Предполагается направить свыше 42 миллионов рублей на гранты лучшим дошкольным образовательным учреждениям, на приобретение детских развивающих игр, детской художественной литературы, компьютерных игровых комплексов, на поддержку педагогов.

Конечно же, мы продолжим обновление материально-технической базы образовательных учреждений и направим свыше 182 миллионов рублей на приобретение оборудования для кабинетов физики, химии, биологии, ученической мебели, школьных автобусов, учебной и художественной литературы. За счет средств федерального бюджета в область будут поставлены 17 школьных автобусов, 89 предметных кабинетов, 42 интерактивные доски. В этом году все школы будут подключены к Интернету, в том числе коррекционные учреждения, школы-интернаты, школы-детские сады. В классы информатики двадцати экспериментальных школ области для повышения качества образования будут поставлены легоконструкторы (роботы).

- Большим стимулом для педагогов стала государственная поддержка, система грантов…

- Все эти меры сохранятся и в той или иной мере в этом году охватят две с половиной тысячи педагогов. 218 педагогов получат гранты по 100 тысяч рублей, 200 педагогов по 50 тысяч и 100 по 30 тысяч рублей. Еще 170 человек получит гранты по 30 тысяч рублей по линии Законодательного собрания области. Конкурсы на определение лучших педагогов уже стартовали, итоги будут подведены 1 сентября, будем стараться, чтобы и деньги наши педагоги получили в начале учебного года.

Кроме того, 66 школ области, внедряющих инновационные программы, получат из федерального бюджета в качестве господдержки по одному миллиону рублей, 50 школ получат по полмиллиона, 100 детских садов по 150 тысяч и 20 учреждений дополнительного образования по 250 тысяч рублей.

Обязательно будем поддерживать одаренных детей и талантливую молодежь и надеемся, что область сохранит лидирующие позиции в этом направлении.

- Огромная работа проводится вашим министерством, Владимир Витальевич, по реализации нацпроекта. На наших глазах рождается школа будущего. Кстати, мы, журналисты агентства «Урал-пресс-информ», хотим помочь учащимся города и области побыстрее освоить возможности Интернета и у себя на сайте www .uralpress .ru открыли рубрику «Новости со школьных сайтов». Будем рады хорошим новостям из школ. Лучшие новости будут попадать на главный сайт, а значит, засветятся и в поисковых системах.

- Замечательно, давайте сообща продумаем систему поощрения юных корреспондентов. А вообще на первом этапе знакомства с Интернетом нам, педагогам, важно, чтобы учащиеся освоили его как инструмент, с помощью которого можно получать новые знания. Пока что Интернет для них должен быть как факультатив, а потом можно будет двигаться дальше, активно использовать его и на уроках.

Комментарии 0