11 сентября: американская трагедия
В этом году автору этих строк пришлось восемь месяцев работать над двумя сложными фотопроектами к юбилею городу: «Хранители памяти» (фотографии 1906-1988 годов) и «Четыре кита «Челябинского фотоклуба» (фото Юрия Теуша, Евгения Ткаченко, Леонида Пикуса(США) и Юрия Рожкова). Десятилетие американской трагедии 11 сентября отошло на другой план. А жаль: в архиве остались сотни уникальных фотографий, которые я выставлял в 1999 году в Челябинске и в консульстве США в Екатеринбурге на своей персональной выставке «Черно-белая Америка». Сегодня остается только показать несколько работ из проекта теперь уже прошлого века. А ведь на фото — люди, которые, возможно, погибли при взрыве Всемирного торгового центра в Нью-Йорка.
Мне повезло: в июле 1999 года в составе делегации пресс-секретарей губернаторов России за счет американских налогоплательщиков я побывал в пяти штатах США для изучения демократического фасада. Мне повезло, потому что сбылась мечта всей жизни: зарядить в японскую камеру профессиональный кодак и отснять заокеанскую незнакомую страну. Больше всего я боялся влюбиться в родину демократических свобод. Забегая вперёд, скажу, что истина постигается в сравнении: я влюбился в Россию. И пришел к банальному выводу: везде хорошо, где нас нет. Среднеамериканская женщина, кроме голливудских див и эмигранток — это корова с бессмысленными глазами, жующая жвачку или попкорн. Но всегда жующая что-то. Когда прилетел в Шереметьево, влюбился во всех русских женщин сразу: такой у всех был осмысленный взгляд и бездна вкуса в одежде. И это понятно: русская женщина ежеминутно занята выживанием и другого взгляда у неё быть не может априори, если она живет в России. Американки расплылись и скучают от моря удовольствий. И потеряли смысл в жизни и во взгляде.
Я отвлёкся: мне удалось узнать в Оклахоме, что в Америке уже был теракт, который потряс всех: террорист взорвал многоэтажку, в которой погибли сотни чиновников федеральных структур. Меня поразил мемориальный комплекс на месте взрыва и решение Вашингтона — больше никогда не собирать в одном здании чиновников всех структур.
Когда мы приехали в Нью-Йорк, меня, конечно, удивили близнецы Всемирного торгового центра. Я обстоятельно снял жизнь этого символа мирового господства Америки внутри и снаружи. Но лучше всего удалась фотография уходящих в облака небоскребов торгового центра. Кстати, уже тогда услышал, что один из небоскребов уже пытались взорвать террористы машиной со взрывчаткой на нижнем этаже автостоянки в подвале. Но этажи гаража сложились, а высотное здание не пострадало.
Когда вернулся, «Челябинский фотоклуб» готовился к сорокалетнему юбилею и Сергей Жатков отобрал несколько фото из моей американской съемки в юбилейный фотоальбом. Однажды ночью раздался звонок из издательства: почему вы свой снимок небоскребов-близнецов назвали «Дорога в ад?», да ещё с вопросительным знаком? Я долго объяснял, что Всемирный торговый центр для многих в мире является символом мирового господства и приведёт ли Америка этот мир в рай, я сомневаюсь. Возможно — это дорога в ад? (Сегодня уже очевидно, что Америка завела мировую экономику в тупик, но тогда меня, как патриота России, раздражала наглая экспансия доллара, не подкрепленного золотым запасом США). Когда небоскрёбы в сентябре 2001 года взорвали, был ехидный звонок из того же издательста: вы, наверное, пророк? Для многих обитателей торгового центра эти здания оказались дорогой в ад, но ко мне это не имеет уже никакого отношения. Моя съемка в Америке превратилась в одночасье в исторический архив, который я так и не успел показать челябинцам к трагической дате. Жаль. Надо чаще вспоминать о трагедиях, чтобы они не повторялись.
Царствие небесное всем убиенным 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.
Павел Большаков,
исполнительный директор
«Челябинского фотоклуба»
Фото автора