Контрактование – тренд на открытость

Фото Контрактование – тренд на открытость

Ситуация связанная с нарушениями в освоении средств, выделенных на строительство АТЭС, выявила одну системную проблему российского бизнеса: недостаточная прозрачность системы контрактования, оторванность компаний-заказчиков от проблем поставщиков и подрядчиков приводит к коррупции.

Например, в конкурсе на строительство объектов саммита АТЭС принимали участие компании, афилированные с менеджментом, чиновники проводили конкурсы формально, предприятия не выполняли вообще никаких работ. Очевидно, что с этой проблемой необходимо бороться, и в российской экономике есть уже ряд наработанных методик. Так, в дорожном строительстве, пожалуй, самой коррупционноемкой отрасли, решать проблемы «откатов» и «серых схем» предлагается с по­мощью ор­га­низа­ции отк­ры­тых кон­курсов. Ми­нистр транс­пор­та РФ Мак­сим Со­колов считает, что сни­зить кор­рупцию, в том чис­ле, и при стро­итель­стве ав­то­мо­биль­ных дорог можно, допустив на отк­ры­тый транс­пор­тный ры­нок на по­нят­ных пра­вилах на­иболь­шее количест­во кон­ку­рен­тов.

Станут ли эти предложения реальностью? Дадут ли они эффект в случае своей реализации? Говорить об этом пока преждевременно. Но ведь есть и системообразующие отрасли. Они имеют высокий мультипликативный эффект, от них зависит, в том числе, и строительная индустрия. Для нашей страны это, прежде всего, нефтегазовый сектор. Понятно, что на таком значимом для России рынке, когда бок о бок работают крупные государственные и небольшие частные компании, в разы повышается ответственность сторон за правильное выстраивание отношений с тем, чтобы не допустить конфликта интересов менеджеров компаний-заказчика. Тем более что объемы контрактования тут невероятно велики. По словам менеджера подразделения «Стратегии и Операции» в нефтегазовой группе Deloitte Ольги Ошаровой, уже два года нефтесервисный рынок переживает восстановление. В 2011 году он вырос на 15 процентов, а в 2012 году его рост составит около 10 процентов. Соответственно растут и контракты на этом рынке. По прогнозам аналитического агентства Douglas-Westwood, этот показатель будет расти в среднем на девять процентов в год вплоть до 2015 года. К 2020 году объем рынка может достигнуть 45 миллиардов долларов без учета производства оборудования.

Эксперты отмечают, что тренд на открытость и честность в этой сфере пока только набирает обороты. «В стране сейчас на государственном уровне идет борьба с коррупцией, но система заключения годовых контрактов наносит огромный ущерб государственной безопасности, провоцируя развитие коррупции. Ежегодное проведение тендеров создает условия для ее процветания. Так что точкой отсчета для заключения контрактов в нефтесервисной отрасли должны быть как минимум три года», – отмечает исполнительный вице-президент по обеспечению бизнеса ГК «Интегра» Дмитрий Шульман.

В этой связи интересен опыт некоторых крупных компаний – лидеров сектора. Как рассказал директор по закупке материально-технических ресурсов (МТР) УСС БН «Разведка и добыча» ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» Алексей Када, при структуре затрат компании на закупку материально-технических ресурсов около полутора миллиардов и услуг около шести миллиардов долларов, около 55 процентов материалов и оборудования и 50 процентов услуг закупается на основе долгосрочных договоров. «Это тот баланс, который позволяет выстраивать отношения с рынком и дает нашим партнерам уверенность в завтрашнем дне», – заявил Алексей Када.

«Мы прикладываем значительные усилия для развития наших подрядчиков, их потенциала. Это управление эффективностью деятельности, которая через систему мотивации обеспечивает своевременное и качественное завершение подрядчиком работ по договору. Для отдельных секторов действуют бонусные объемы», – отмечает директор по закупке услуг ОАО «ТНК-BP Менеджмент» Анатолий Кузьмин.

Что же это дает компании? Конечно же, снижение издержек и повышение эффективности работы подрядчиков. Следовательно, жесткое следование принципам ТНК в работе с поставщиками: «не пытаться демонстрировать борьбу с коррупцией, а действительно ее проводить», – как отмечал исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан в интервью российским СМИ. Так что эффективность в политике контрактования – это четкий тренд в работе всего ТНК-ВР. Очевидно, что это возможно только при желании менеджмента, его постоянном контроле. Пока больше характерно для частных компаний, которым важен результат. Но, как говорится, «Москва не сразу строилась».

Дмитрий Ефимов

Комментарии 0