«Реквием» челябинского театра оперы и балета поможет прислушаться к себе
Челябинский театр оперы и балета имени Глинки вновь готов удивить своего зрителя, побудив задуматься о вечном и разобраться в себе. В ближайшее воскресенье, 18 декабря, южноуральцы услышат «Реквием» итальянского композитора Джузеппе Верди. Произведение считают светлой молитвой, несмотря на трагический повод для ее создания – череду смертей близких композитору людей.
««Реквием» Верди – это необычное произведение,- считает главный режиссер театра оперы и балета имени Глинки Екатерина Василёва. - Верди сочинил великие оперы, которые идут на сцене многих театров. Но «Реквием» – это скорее духовная музыка, которая обращена к Богу, и у нее совершенно другая форма».
«Реквием - театральное воплощение традиционной церковной заупокойной службы, но в нем много светлого. «Для меня «Реквием» Верди – это не заупокойная месса, а история о новом жизненном пути, о перерождении. В этом произведении есть все, с чем сталкивается человек в своей жизни – трудности, надежды, сомнения. Я бы хотела подойти к этому произведению с точки зрения более светлого взгляда на эту историю», - поделилась своим мнением режиссер.
«У православных смерть – не мрак. Уход человека из жизни – это свет. И в «Реквиеме» больше светлых моментов, чем мрачных»,- подчеркивает хормейстер театра Наталья Макарова.
«Реквием» состоит из семи частей. Первая часть «Реквиема» – вечный покой (играет роль пролога). «Он начинается очень мрачно, тихо. Дольше идет страстная молитва, которую исполняют солисты: «Господи, помилуй», - рассказала Наталья Макарова. - Вторая часть - Dies irae (День гнева). «Откровенно страшная музыка, например, Dies irae (диес ире выражает идею страшного суда), периодически возвращается на протяжении всего произведения. А солисты своим пением рисуют Эдем. У них совершенно райская музыка, светлая в мажоре. У хора преобладает больше минорная», - поясняет главный хормейстер театра. В трех последующих частях господствует светлая, умиротворенная атмосфера. В шестом разделе постепенно возвращаются настроения первой части. Финал («Освободи меня, Господи») завершает монументальная фуга, которая звучит как гимн силе человеческого духа».
По словам Натальи Макаровой, «Реквием» исполняется в концертном варианте и не предполагает какой-либо сценической драматургии. Режиссер сознательно отказалась в этом произведении от ярких костюмов и декораций, чтобы зрителя ничего не отвлекало, и он смог полностью обратиться в слух и воспринять общую картинку, ансамбль.
Для того, чтобы как можно более полнее донести эту музыку до зрителя, Екатерина Василева сделала некоторые перестановки и придумала акустические игры. Оркестр будет находиться на сцене, а хор будет перемещаться и какое-то время петь в яме. «Это новшество нашего театра. Оркестр на сцене уже был, а вот хор в яме – это новое. Я, как хормейстер, очень довольна этим обстоятельством, так как оркестр нас не заглушает. Мы можем петь, не форсируя, слышно слово. Мы можем вынести те нюансы, которые мы сделали в класс», - поделилась секретами главный хормейстер театра. - Хор иногда будет звучать издалека, как голоса из потустороннего мира, а иногда - совсем близко».
Перемещаться будет не только хор, но и солисты. Они будут выходить на авансцену, будто паря над оркестровой ямой. Так близко к зрителю оперные артисты еще не были.
«В театре оперы и балета имени Глинки это будет первый опыт. Это не совсем просто по балансу, когда мы меняемся местами, и солистам непросто будет ощущать себя в пространстве, когда дирижер и оркестр находятся сзади, -рассказала Екатерина Василёва. - Мы привыкли, что оперные артисты работают широким жестом, дабы с расстояния доносить свои мысли и идеи. И когда артист становится ближе, его способ взаимодействия со зрителем становится более камерным. И, возможно, за счет этого мы создаем интим, правильный тон для восприятия Реквиема».
«Ощущения, конечно, будут необычные,- считает солист Павел Чикановский. - Екатерина Ивановна Василёва делает не просто концертную версию «Реквиема», а она вносит элемент театра. На помосте ощущения будут необычные. Такого опыта у меня еще не было, чтобы петь непосредственно перед аудиторией. Такой получается тесный контакт с публикой, посмотрим, что из этого выйдет».
Видеоряд будет наталкивать зрителей на определенные мысли, на абстрактный сюжет, который над произведением выстраивается. «Смысл в том, что в жизни каждого человека есть разные моменты. Главное, быть сильным духом, ничего не бояться и даже в самый отчаянный период времени смотреть вперед, обращаться к Богу и находиться в гармонии с самим собой, - считает Екатерина Василёва. - Мне бы хотелось, чтобы у зрителя произошло внутреннее очищение, чтобы произведение заставило зрителя осмыслить, что при бешеном ритме жизни мы порой теряем себя. Чтобы зритель мог немного отключиться от нашей повседневной жизни, подумать о себе и прислушаться к себе».
-
Артисты из Челябинска выступят на сцене Кремлевского дворца19 ноября 2024, 11:55
-
Екатерина Пыжова и Борис Оношко: любовь к театру и друг другу12 ноября 2024, 15:06
-
В кассовом зале театра имени Глинки сделали капитальный ремонт11 ноября 2024, 14:59
-
Руководитель Челябинского театра оперы и балета Владимир Досаев удостоен награды президента07 ноября 2024, 13:39
-
Один из лучших басов мира Ильдар Абдразаков приедет в Челябинск с концертом01 ноября 2024, 16:03