Яндекс.Метрика

Выступление Губернатора Челябинской области Петра Сумина на совещании в Тюмени с участием президента России Владимира Путина

Фото Выступление Губернатора Челябинской области Петра Сумина на совещании в Тюмени с участием президента России Владимира Путина

Челябинская область, как и Россия в целом, переживает этап восстановления своего экономического, социального и духовного потенциала.

За четыре года объем промышленного производства вырос на 37 процентов. Инвестиции в основной капитал увеличились в 1,5 раза, заработная плата – в 3,8 , а отчисления в федеральный бюджет – в 6,3 раза (в областной – в 2,8 ).

В малом бизнесе работает почти одна треть занятого в экономике населения. Доля налоговых поступлений от малого предпринимательства за 4 года выросла в два раза.

Прошлый год область начинала чрезвычайно тяжело, но постепенно положение выправилось. Достигнут рост объемов производства, доходов и внешних поставок. Что очень важно. Возрос экспорт грузовых автомобилей на 60, оборудования и других транспортных средств - на 40 процентов. За два месяца текущего года объем производства увеличился более чем на 10 процентов.

Нами выполняются все бюджетные обязательства, включая выплату заработной платы. Наполовину (почти на 300 млн. рублей) сокращена задолженность по детским пособиям. В текущем году планируем полностью решить проблему долгов по детским пособиям. Активно идет газификация. Приоритетными объектами строительства являются жилье и социальные учреждения.

Безусловно, все это дается с большим напряжением. А в этом году с учетом тарифной экспансии, возрастающих претензий и требований людей к власти амплитуда напряжений будет расти.

В консолидированном бюджете области 54,6 процента расходов идут на выплату заработной платы, 24 – на расчеты за теплоэнергетические ресурсы и ЖКХ. Емкость всех остальных статей расходов составляет всего 21,5 процента. Как Вы уже говорили, Владимир Владимирович, на заседании Совета законодателей и на нашей сегодняшней встрече, одной из причин создавшейся ситуации являются нефинансированные мандаты.

Помимо действительно важных для людей социальных выплат, региональным и местным властям вменяется сегодня в обязанность оплачивать из своих бюджетов 37 видов льгот для 60 категорий граждан.

У регионов становится все больше обязательств и все меньше денег. Объективно эти проблемы должна разрешить реформа местного самоуправления. Поэтому ее реализацию надо ускорить, сделать сбалансированность бюджетных обязательств жесткой и непременной нормой. А здесь нужны реальные, просчитанные поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы.

Реформа предполагается с 2006 года, а до этого надо еще дожить. Справедливо было бы уже сейчас укрепить и подпитать разумно бюджеты субъектов Федерации. Каким образом? Предваряя первое предложение, скажу, что меня кое-кто может обвинить в антирыночности. Но то, что мы сейчас имеем в тарифной политике, – это тоже не рынок.

Первое. Надо подумать о среднесрочном моратории на рост тарифов и услуг естественных монополий. В крайнем случае, – о резком снижении темпов роста этих тарифов. Мера не совсем рыночная, но настал тот случай, когда можно и надо ее применить для ужесточения контроля и достижения доходно-расходного финансового равновесия. Такие прецеденты в рыночной истории других стран были.

Этот шаг должен сопровождаться другими мерами. В первую очередь, направленными на решение проблем кредиторки и долгов прошлых лет. Они давят непомерным грузом.

Надо помочь РАО «ЕЭС» и на 5 лет заморозить долги, а затем провести реструктуризацию в течение последующих 5 лет. Одновременно естественные монополисты должны взять генеральный курс на снижение издержек, затрат и экономию.

Все это позволит уверенно, без социальных взрывов провести реформу ЖКХ, укрепить доходы россиян и бюджета, достигнуть ежегодного экономического роста более 4 %.

Второе. Нужно, все-таки, возобновить отчисления в региональные бюджеты части налога на добавленную стоимость. Уже понятно, что изъятие процентной доли этого налога из субъектов (как и некоторые другие шаги в налоговой сфере), усугубило финансовое положение на местах и повысило напряжение в обществе. Эта была классическая фискальная ошибка, которую не раз допускали другие страны. К сожалению, уроки не пошли впрок.

Третье. Уже сейчас важно закрепить на долгосрочной или постоянной основе нормативы распределения налогов. Повысится финансовая самостоятельность регионов, их ответственность.

Они получат возможность осуществлять среднесрочное планирование, что чрезвычайно важно в свете законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Будущее реформы местного самоуправления зависит от переданного объема полномочий, подкрепленного реальными финансовыми источниками.

Четвертое. Следует ускорить введение системы минимальных государственных стандартов при формировании межбюджетных отношений. Это предусмотрено в Бюджетном кодексе страны.

Другой проблемой является стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности. Челябинская область четыре года подряд осваивает по миллиарду долларов инвестиций. И мы реально уже получаем отдачу от инвестиций. Но снижение в прошлом году в целом по стране объема капитальных вложений вызывает тревогу.

Что можно сделать, особенно в преддверии вступления в ВТО: ускорить принятие закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации»; восстановить льготы по налогу на прибыль, направляемую предприятиями на капитальные вложения и инвестиционные проекты; содействовать снижению инфляцию и ставки рефинансирования. К примеру, у себя в области мы приняли решение компенсировать часть кредитной ставки по инвестиционным проектам малого бизнеса. Эффективность составила 10 рублей на каждый вложенный бюджетный рубль.

Наконец, для повышения доверия населения к банковской системе и трансформации сбережений в инвестиции очень важно ускорить рассмотрение и принятие закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

В числе актуальных общегосударственных проблем не могу не назвать, Владимир Владимирович, проблему Теченского каскада водоемов, связанную с деятельностью производственного объединения «Маяк». Я уже информировал Вас о сложнейшей ситуации. Здесь накоплено более 340 миллионов кубометров загрязненной воды. Она может попасть в открытую гидрографическую сеть, так как уже 20 лет продолжается период нарушения водного баланса. Зеркало водоемов ТКВ подступает к аварийному сбросу. Времени для решения этой проблемы осталось чрезвычайно мало.

Причем в Минатоме, в Правительстве РФ, в других государственных структурах понимают, что ситуация неотложная. Но практического её решения нет. Я прошу Вас, Владимир Владимирович, Президента России, в протоколе поручений предложить Правительству страны принять комплекс мер по укреплению гидротехнических сооружений, реконструкции предприятия с целью прекращения сброса загрязненных вод в открытые водоемы, возобновить строительство Южноуральской атомной станции .

Это всё позволит проводить программу полной реабилитации ТКВ, включая очистку воды от радионуклидов и консервацию радиоактивных донных отложений.

Челябинская область способна многие проблемы решать сама, и решает их. У нас хороший потенциал. Южноуральцы верят в свои силы, верят Вам, Владимир Владимирович. Они поддерживают Вас во всех Ваших добрых и полезных начинаниях.

Комментарии 0