Яндекс.Метрика
  • Культура

«Иллюзии реализма» завершают юбилейный год челябинского музея искусств

Фото «Иллюзии реализма» завершают юбилейный год челябинского музея искусств

Как рассказал корреспонденту агентства «Урал-пресс-информ» директор Челябинского областного музея искусств Станислав Ткаченко, коллекция советской живописи занимает одно из центральных мест в собрании музея, которое насчитывает на сегодняшний день около двух тысяч произведений, из которых 30-50-х годов ХХ века составляет около 300 работ. Это портреты, картины на историко-революционную тематику, патриотическую тему, тему труда, быта, в соответствии с жанровым ранжиром советского периода.
Готовилась эта экспозиция почти полтора года. Она стала третьей, получившей специальное финансирование от областного министерства культуры.
Экспозиция, средствами художественной интерпретации создает образ жизни социалистического общества, как иллюзии идеально построенного государства, его главные социально значимые узлы: государство как могучая, индустриальная страна, защита которой – дело каждого гражданина, советская страна – это равноправный союз всех народов отечества, у детей социалистической страны – счастливое детство. Наиболее ярко демонстрирует мифы могущества и процветания тоталитарного государства, характеризующая настоящее состояние страны – гипсовая скульптура рабочего с отпавшими со временем руками работы Зиновия Виленского. Также сотрудники музея специально для выставки сделали концептуальную подборку музыки.
Но не смотря на всю иллюзорность, главная ценность этой выставки – демонстрация умения создавать типажи, мастерства и качества советской школы, которая являлась продолжением традиций русской художественной школы. Здесь есть работы учеников Репина и Шишкина. Также в числе представленных авторов - один из самых ангажированных «летописцев» соцреализма Александр Герасимов, написавший грандиозное полотно «Заседание Наркомтяжпрома», романтик Александр Дейнека, по сути, создавший «новый» образ человека самого «совершенного» социалистического общества «На женском собрании», великолепный Мартирос Сарьян, сумевший устоять под натиском ортодоксального соцреалистического канона «Меднохимическим комбинатом в Алавердах», Борис Иогансон «Заседание Совета Национальностей», Константин Юон «Пробная подвеска бомб», Александр Бубнов «Тарас Бульба», Петр Шухмин «Портрет актрисы Ольги Андровской» и даже картина одно из талантливейших художников Челябинска – Русакова.
Как отметила старший научный сотрудник музея искусств Наталья Козлова, с этих работ начинался музей: по призыву партии сотни художников были направлены «в важнейшие промышленные и сельскохозяйственные районы Урала, Западной Сибири и Башкортостана» исполнить свое прямое социальное предназначение – документально отобразить в художественной форме рост к новой индустриальной жизни, создать образы людей, ударно работающих на стройках. В результате этих творческих командировок московских, ленинградских, новосибирских, уфимских, свердловских и челябинских художников стала серия выставок в разных городах Советского союза, а некоторые произведения в 40-м году вошли в коллекцию челябинского музея искусств.
Некоторые из них демонстрируются впервые. Увидеть их можно в музее искусств (улица Труда, 92А,) до 30 марта 2011 года.
 

 

Комментарии 0