Между сердцем и творчеством: что ждать челябинцам от мировой премьеры балета «Любовь и страсть Иды Рубинштейн»?

Фото Между сердцем и творчеством: что ждать челябинцам от мировой премьеры балета «Любовь и страсть Иды Рубинштейн»?

Балет «Ида» - совместный проект челябинского театра и французского продюсерского центра «Arame Production». Особенностью спектакля станет международная труппа: главные партии исполнят звезда балета Сона Варданян из Армении и ведущий солист Санкт-Петербургского театра балета Константина Тачкина Михаил Ткачук, которые выйдут на сцену челябинского театра 22 октября.

На следующий день, 23 октября, в образе Иды и ее возлюбленного Вальтера Гиннесса предстанут ведущие солисты Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, заслуженные артисты Марина Вежновец и Юрий Ковалев.

Зрители увидят авторскую хореографию постановщика из Санкт-Петербурга, лауреата VIII Международного театрального форума «Золотой Витязь», серебряного призера I Федерального фестиваля «Театральный Олимп» Надежды Калининой.

В спектакле будет отражен период отношений Иды с миллионером Вальтером Гиннессом, однако акцента на биографии Иды Рубинштейн не будет. Зрителям покажут некий собирательный образ знаменитой балерины. Главный вопрос, который задает постановщик, – творчество и личная жизнь танцовщицы, то, как они могут быть совместимы в жизни известной и сильной женщины.

«За время подготовки к спектаклю я изучила все материалы про Иду Рубенштейн, - рассказала солистка Марина Вежновец. - Читаешь, представляешь себе, какая она была. А она была не похожа на людей того времени, немного неземная, живущая в своем мире, и она отстаивала свою позицию, несмотря ни на что. На мой взгляд, она была очень сильная, творческая натура, не боялась никакой клеветы и никаких критиков. Чувствовала себя во всем этом органично, пыталась доказать это миру, и у нее получилось».

Как отмечает хореограф, самый сложный вопрос в постановке – подготовка одновременно состава на гастроли и для Челябинска. По окончанию гастролей спектакль войдет в репертуар театра.

«Мне нужно добиться, чтобы все смотрелись органично, добиться унисона, - рассказала Надежда Калинина. - Поэтому изначально мы начали репетировать главные партии с солистами челябинского театра Екатериной Хомкиной и Алексеем Сафроновым. Моя хореография им очень идет. Но на премьере будут выступать ведущие солисты Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Марина Вежновец и Юрий Ковалев, те, кто выезжает на гастроли. Это совсем другие солисты, у них другая фактура, другой рост. Мне пришлось менять хореографию, искать компромисс, чтобы они себя комфортно чувствовали. Но я хочу их похвалить. Они часто вдохновляют меня. Я в абсолютном восторге от Ковалева и Вежновец. Это творческие люди, которые очень заинтересованы в творческом процессе и много дают хореографу. Это сотворцы, профессионалы в своем деле».

Солисты из Беларуси, в свою очередь, отмечают, что с самого приезда в Челябинск, то есть с 23 сентября, еще ни разу не отдыхали. Артисты трудятся ежедневно, поскольку подготовка к премьере проходит в сжатые сроки – всего за месяц труппа должна подготовиться к показу спектакля мирового уровня.

«Больших сложностей не было, потому что эта партия настолько легла мне на душу, что я репетировал и готовился к этому спектаклю с удовольствием, - рассказал Юрий Ковалев. - Руководство театра создало все условия, чтобы наш проект был успешен. Здесь очень приятные люди и приятный театр. Теперь у нас появится возможность оценить челябинскую публику».

По словам Надежды Калининой, постановка несколько различается с правдивой биографией танцовщицы. Например, в балете Ида будет танцевать «на пальцах», как настоящая балерина, однако в реальности она «встала на пальцы» только в 45 лет.

«Это непосредственно заказ французской компании, - отметила хореограф. - Таким образом, у нас получается нечто вроде «фантазии на тему», поскольку Ида Рубенштейн была беспальцевая балерина, известная ролями Шахерезады, Саломеи и Клеопатры. Это особенность нашей постановки – сочетать свободную пластику Иды с пальцевой техникой. Назвать спектакль своим авторским проектом я не могу – это всегда компромисс, потому что у французов имеется свое представление об Иде, и какие-то вещи мы, русские, воспринимаем по-другому».

Помимо солистов, в спектакле задействовано 13 пар сборного кордебалета: часть из Челябинская, другая половина – приглашенные артисты. Будут использованы фортепьянные произведения французских и испанских композиторов, оркестрованные Вячеславом Губановым. Труппа отправится в гастрольный тур по Франции и вернется только в мае.

В спектакле будет присутствовать тема окрыления и вдохновения. Все номера свяжет серебристая луна, подвешенная в центре сцены. Ида будет общаться с луной как с зеркалом, с отражением, с неким объектом, который дает силу и энергию.

Постановщики обещают сделать спектакль максимально зрелищным и эффектным, поскольку он рассчитан на большие площадки Франции.

Одной из главных задач постановщиков стала массовость, кассовость и зрелищность. Легкие, струящиеся ткани, много страз и орнамента на платьях, графичное оформление сцены. Костюмы и декорации к спектаклю, созданные Еленой и Антоном Сластниковыми, будут выдержаны в стиле модерн. Постановка обещает быть яркой и эффектной, как жизнь самой Иды Рубинштейн. Кстати, все декорации и костюмы изготавливались в Челябинске.

«Особенность в том, что декорации будут очень графичны, - рассказал Антон Сластников. – Мы нашли художественное решение через серебро, серые оттенки, зеркала. За счет света мы создаем атмосферу парижского салона, сада Иды и других картин. Специфика спектакля в том, что будет много гастролей, а так как площадки разные, на многих нет штанкетов. Именно поэтому при создании декораций мы использовали много «дорог». То есть декорации не поднимаются вверх и опускаются вниз как обычно, а ездят по «дорогам». Также в качестве декорации будет трехметровый стол с серебристой зеркальной поверхностью, который появится в финальной части спектакля, где Ида будет танцевать «Болеро» Мориса Равеля. В этой же сцене появятся огромные крылья, по периметру - огненные чаши. Сама Ида обретает образ таинственной птицы».

В постановке появится много собирательных образов и символов. Первая массовая сцена - в художественном салоне Александра Бенуа. Площадку украсит огромная хрустальная люстра на фоне силуэта Эйфелевой башни. В следующей мизансцене перед зрителями предстанет уже Испания. На сцене установят хореографические станки, которые будут передвигаться, изменяя геометрию мизансцены. Это пластиковые ширмы с зеркальным покрытием на роликах. Зеркала дают ощущение перспективы и мечты. Отражение расширяет пространство, создается впечатление чего-то таинственного и чарующего.

Образ зеркала и отражения в спектакле действительно появятся ни один раз. По задумке постановщиков Ида будет как будто пребывать в постоянном диалоге сама с собой, смотреть на себя со стороны.

«Ида (Любовь и страсть Иды Рубинштейн)» - довольно костюмированная постановка. Исполнительница главной роли переодевается шесть раз за спектакль. Столько же раз меняет наряды и кордебалет. В одной из сцен танцовщицы появляются в цветных пачках – этот образ взят с картины Эдгара Дега «Голубые танцовщицы».

«В костюмах много камней, - рассказала Елена Сластникова. - Мы старались делать отделку, чтобы было красиво и эффектно. Время и место, где все происходит, предполагает лоск, богатство и блеск. Тем более, речь идет об известной балерине, у которой своя балетная труппа. Она дива! У нее всегда был яркий образ. От заказчика было пожелание, чтобы в костюмах было больше прозрачности. Это нужно, чтобы тело лучше «читалось». Наряду с легкостью и воздушностью в костюмах есть некая жесткость».

В Челябинске премьера спектакля состоится 22 и 23 октября в 18.00. Билеты можно приобрести в кассе или на сайте театра.

Комментарии 0
    Новости по теме Челябинск